Паспорт индивидуального познавательно-исследовательского проекта "Волшебные краски"
опыты и эксперименты

Руденко Айгуль Рафиковна

Паспорт индивидуального познавательно-исследовательского проекта "Волшебные краски"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско- родительский проект

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Номинация: «Удивительное рядом»

  Дети по природе своей исследователи.  Ребенок, познавая окружающий мир задает взрослым много вопросов, наблюдает за окружающим, проводит опыты с разными предметами.

  К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Название проекта: «Волшебные краски»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники: Нуриева Севда, 5 лет, воспитанница группы «АБВГД-ка», родители Севды, воспитатель группы Руденко А.Р.

Продолжительность проекта: 1 неделя

Место проведения: квартира семьи Нуриевых

Актуальность. Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь они играют очень большую роль, и чаще всего мы их даже не замечаем. Без красок наш мир был бы мрачным, серым. Рисунки, выполненные с помощью красок, очень красивые и яркие. Поэтому мы все любим рисовать: акварелью, гуашью, масляными красками. Их можно купить в любом магазине канцелярских товаров.

  Однажды Севда с мамой пошли в магазин, чтобы купить гуашь, и ребенок проявил любопытство: «Где художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов, и их не изготавливали на заводах? Можно ли их приготовить в домашних условиях?»    

Мы считаем, что результаты нашего исследования пригодятся детям. Им будет интересно узнать, что рисовать можно не только красками, но и кусочками овощей, фруктов и ягодами; можно самим приготовить волшебные краски и нарисовать ими необыкновенные рисунки.

Объект нашего исследования- природные красители (овощи, фрукты ягоды и зелень), предмет исследования – использование их в качестве нетрадиционных средств рисования.

Цель проекта: узнать из чего состоят краски, определить достоинства и недостатки «самодельных» красок.

Педагогическая цель: создание условий для поддержки инициативы воспитанника, развитие познавательной активности в процессе реализации индивидуального исследовательского проекта.

Гипотеза: можно ли изготовить краски самостоятельно в домашних условиях, и будут ли они отличаться от «магазинных»?

В соответствии с указанной гипотезой, предметом и объектом исследования необходимо больше узнать о красках, о их возникновении, о способах изготовления, поэтому были поставлены следующие задачи:

-  расширить знания о истории возникновения красок

- изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;

- сравнить краски, сделанные в домашних условиях и краски, купленные в магазине;

-  нарисовать рисунок из полученных красок.

- поделиться опытом с ребятами

Этапы проекта:

I этап. Информационный

1. Сбор информации о красках силами родителей и воспитателя по данной теме в энциклопедиях и интернет-ресурсах;

2. Просмотр наглядных материалов о разных способах изготовления красок.

3. Определение рецепта изготовления безвредных красок.

4. Изготовление красок в домашних условиях из натуральных красителей.

5. Выполнение рисунков «волшебными» красками.

II этап. Проектировочный

Мы предположили, что узнаем, можно ли изготовить краски самостоятельно в домашних условиях и с помощью презентации познакомим с результатами детей группы.

III этап. Практический

1.Опыт «Изготовление волшебных красок»

2. Создание схемы «виды красок», выявление общих признаков и различий.

IV этап. Итоговый

1. Анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

2. Создание «Альбома для рисования «волшебными» красками».

3. Представление опыта.

Ход реализации процесса:

Практическая часть

  Для того чтобы узнать, как и когда появились краски мы стали искать информацию. И нашли…

Мы узнали, что появление красок и рисование относится к давним временам. Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая.

  Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало. Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Средневековые художники готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как они портились и затвердевали.  Некоторые были даже ядовиты.

 Сами краски состоят из двух компонентов: пигмента (краситель), который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т. д. и связующего вещества. Пигментом называют сухое красящее вещество. Сухой краситель не может держаться, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо, клей, крахмал. Красящими свойствами обладают сотни тысяч растений.

  Выяснили, что краски бывают разных видов: гуашь, акварель, темпера, масляные краски. 

 В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.

  Мы выбрали рецепт приготовления красок: в миску мы насыпали 1 стакан муки, 1 стакан воды, 1чайную ложку соли, 1чайную ложку масла. Хорошенько размешали миксером. Полученную смесь мы разлили по стаканчикам. Затем в блендере измельчили клюкву, чернику и зелень. В куркуму добавили чуть-чуть горячей воды. В стаканчики со смесью добавили полученный сок клюквы, черники, зелени и куркумы. Хорошенько перемешали и получили экологически чистые краски. И побежали рисовать.

  Процесс создания «волшебных красок» никого не оставляет равнодушным. Побольше души и фантазии - и краски готовы.

Результаты:

Проверив на практике, мы поняли, что рисовать такими красками не очень удобно, т. к. краска наносится не совсем хорошо. Попробовали рисовать – нам очень понравилось. Краска ложится хорошо, сохнет быстро. Наши исследования подтвердили, что домашние краски пригодны для использования. Полученные краски имеют преимущества и недостатки. Они достаточно стойкие, но не такие яркие как «магазинные».

Вывод: В процессе исследования мы много нового узнали о красках. Мы экспериментально доказали, что можно изготовить краски в домашних условиях. Одни и те же рисунки получились разными по насыщенности цвета и по яркости. Так мы выяснили, что красками, изготовленными из природных красителей, можно нарисовать рисунок. Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые бесплатные, имеют естественные цвета. Но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить, так же маленький срок хранения.

Значит, наша гипотеза подтвердилась: можно приготовить экологически чистые краски, используя природные красители, и нарисовать рисунок.

На этом наша исследовательская работа не заканчивается, мы хотим узнать какие краски получаются, если использовать другие связующие вещества и сравнить их.

 Из полученных нами красок в домашних условиях Севда нарисовала картину. Правда она после засыхания красок немного сжалась.  

Информационное обеспечение:

1. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

2. Каменева Е. Какого цвета радуга М., «Детская литература, 1975 г.

3. Титова И. Вещества и материалы в руках художника, М., МИРОС, 1994 г.

4. Энциклопедия для детей Химия, М., Аванта, 2000 г.

5.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М.: Издательство Скрипторий 2003, 2010, - 91 с.

7. Соловьева О. Необыкновенное рисование.– М.: мозаика-синтез,2005. – 24с.

8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?»

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?» знакомит ребёнка  с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, разными вида...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ТЕМА: познавательно-исследовательская деятельность «Поиграем красками?»ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С 4 ДО 5 ЛЕТ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ . ТЕМА: познавательно-исследовательская  деятельность  «Поиграем красками?» ГРУППА ОБЩЕРАЗ...

Паспорт уголка познавательно-исследовательской деятельности

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства познавательной активности....

Творческий познавательно – исследовательский проект Тема: «Краски осени!» для детей второй младшей группы

Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку.В современном мире обучения и развития дошкольников поста...

Паспорт индивидуального познавательно-исследовательского проекта "Удивительная соль"

Паспорт индивидуального познавательно-исследовательского проекта "Удивительная соль"...

Паспорт индивидуального познавательно - исследовательского проекта "Удивительная соль"

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект...