"Необычное в обычном"
материал

Cартания Наталия Анатольевна

Творческое эссе «Необычное в обычном»

Удивительное рядом

Попробуйте записать песню соловья и посадить ее на иглу граммофона. Получается глупый щебет и ничего от самого соловья, потому что сам соловей – не только он один со своей песней: соловью помогает весь лес или весь сад. И даже если рукой человека посажен сад или парк, где поет соловей, все равно: человеком не все сделано, и человек не может сделать того, о чем поет сам соловей. Его можно дождаться, он прилетит, можно создать место – сад. Он прилетит, но петь он будет сам, его не заведешь (природа неподражаема).

Видеть необычное в обычном — навык творческих людей. И так же, как и любые другие навыки, его можно развивать. «Танцующую каплю» впервые описал и объяснил японский учёный Никайяма. Вполне научная задача, причём посильная для решения старшеклассниками. Кстати, это явление легко продемонстрировать в школьных и даже домашних условиях. Если капля воды попадает на горячую поверхность, то она обычно быстро испаряется. Однако если нагреть поверхность очень сильно, то капля будет скользить, «танцевать» по поверхности, и при этом испаряться она будет намного дольше. В чём причина этого чуда? Его нужно объяснить — как оно происходит? Каковы причины явления? Обычно условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. Так происходит и в науке. Любое явление сначала описывается, потом появляются различные гипотезы, объясняющие это явление. Затем эти гипотезы обсуждаются, проверяются. Так, в решении открытых исследовательских задач, и формируется, развивается настоящая наука.

Источником учебных исследовательских задач может быть любое наблюдение. Например, типичный детский вопрос: почему облака не падают — ведь они состоят из воды, которая тяжелее воздуха? Это вполне достойная исследовательская задача, причём не столь уж и простая. Решение подобных задач развивает креативные навыки детей, учит их смотреть на вещи и явления под разными углами зрения, видеть необычное в обычном.

 

Очень много открытий и изобретений было создано благодаря тому, что люди решили использовать продукт не по назначению: кубик из велосипедной цепи, невероятная скульптура из тыквы и т.д. Или благодаря тому, что связали несвязанные между собой предметы. Или потому, что решили просто пошутить над другими. Или потому что случайно перепутали разные предметы. Поэтому никто заранее не знает, чем в итоге обернутся игры с идеями. Чем больше мы будем позволять себе творить, тем больше будем достигать в других сферах.

Небанальный подход. Умение в будничных, привычных вещах находить источники для вдохновения. А дальше воображение творит из банальности сказку...      Казалось бы, ну что такого - пробка - заткнуть бутылочное горлышко, или флакончик какой-то. Но иногда бутылка ерунда, а вот пробка - чудо.

Цитата из Пикассо: «Я рисую предмет так, как представляю его, а не так как вижу».  Это поистине целое искусство! Откуда же взялись необычные, почти космические по своей архитектуре здания, инсталляции, картины? Может секрет кроется в поиске разных вариантов, применить нестандартный подход, выполнить задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

По статистике, обычный день человека ничем не отличается от какого-либо другого дня, ничем непримечателен: скучный, серый, неразнообразный. Мы не замечаем в обычных предметах нечто необычное, а точнее просто не хотим это увидеть, но присмотревшись, мы можем в обычных вещая увидеть что-то особенное. Например, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Смотря на картину Леонардо да Винчи, обычный человек не может разглядеть в ней именно ту загадку, ту тайну, которая закладывалась в картину около 12 лет. С первого взгляда ничего не понятно и у большинства из нас возникает сразу множество различных вопросов, ответы на которые мы должны дать сами себе. Мона Лиза, на самом деле, не просто девушка лет 30, которая смотрит на нас из холста, нет. Мона Лиза лишает рассудка всех, кто, вдоволь, насмотревшись, начинает о ней толковать. В этой картине явно присутствует нечто магическое, завораживающее. Быть может Леонардо да Винчи не просто Художник с большой буквы? Быть может, создавая картину, он овладел таким искусством, как волшебство? Но что же это за сила, которая притягивает народ к картине и даже подталкивает их на безумные поступки? На самом деле всё просто: её тайна скрывается в улыбке. Это лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях. В её улыбку вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней читается гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.

     Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. На самом деле, необыкновенное легко увидеть в любом предмете, смотря на каком уровне развита наша фантазия. Наверняка с каждым из нас происходили разные случаи, когда фантазия, так сказать, давала о себе знать. Со мной тоже недавно произошел один случай во время ремонта квартиры. Когда я сняла обои и обнаружила, что участок стены жутко неровный, испещрен какими-то линиями и неровностями. Я села и смотрела на нее некоторое время и мне почудилось, что все то, что я вижу, похоже на красивое, многовековое дерево.

Вот и декоративное решение участка моей стены!!! Остается дело за материалом и скульптурной работой!   

Бывают случаи на природе, когда, любуясь деревьями можно увидеть, например, фигуры людей и животных в облаках. Случай миссис Дианы Дьюсер из Майами, которая в подгоревшем сырном тосте отчётливо увидела лик Девы Марии и выставила его на продажу на eBay. Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. Это явление может сыграть на руку художникам и дизайнерам. Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса — Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

"Лицо" на Марсе

Мы слишком заняты своими делами, куда-то спешим и что часто не замечаем необычное в обычном.

Почему нам так полюбились произведения русских поэтов А.С. Пушкина «Зимнее утро», С.А. Есенин «Белая береза»? Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Это дар не просто видеть глазами, сердцем, любить родные края, но владеть словом русским.

Лишить человека творческого воображения, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительное рядом66.06 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое эссе «Необычное в обычном»

Удивительное рядом

Попробуйте записать песню соловья и посадить ее на иглу граммофона. Получается глупый щебет и ничего от самого соловья, потому что сам соловей – не только он один со своей песней: соловью помогает весь лес или весь сад. И даже если рукой человека посажен сад или парк, где поет соловей, все равно: человеком не все сделано, и человек не может сделать того, о чем поет сам соловей. Его можно дождаться, он прилетит, можно создать место – сад. Он прилетит, но петь он будет сам, его не заведешь (природа неподражаема).

Видеть необычное в обычном — навык творческих людей. И так же, как и любые другие навыки, его можно развивать. «Танцующую каплю» впервые описал и объяснил японский учёный Никайяма. Вполне научная задача, причём посильная для решения старшеклассниками. Кстати, это явление легко продемонстрировать в школьных и даже домашних условиях. Если капля воды попадает на горячую поверхность, то она обычно быстро испаряется. Однако если нагреть поверхность очень сильно, то капля будет скользить, «танцевать» по поверхности, и при этом испаряться она будет намного дольше. В чём причина этого чуда? Его нужно объяснить — как оно происходит? Каковы причины явления? Обычно условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. Так происходит и в науке. Любое явление сначала описывается, потом появляются различные гипотезы, объясняющие это явление. Затем эти гипотезы обсуждаются, проверяются. Так, в решении открытых исследовательских задач, и формируется, развивается настоящая наука.

Источником учебных исследовательских задач может быть любое наблюдение. Например, типичный детский вопрос: почему облака не падают — ведь они состоят из воды, которая тяжелее воздуха? Это вполне достойная исследовательская задача, причём не столь уж и простая. Решение подобных задач развивает креативные навыки детей, учит их смотреть на вещи и явления под разными углами зрения, видеть необычное в обычном.

Очень много открытий и изобретений было создано благодаря тому, что люди решили использовать продукт не по назначению: кубик из велосипедной цепи, невероятная скульптура из тыквы и т.д. Или благодаря тому, что связали несвязанные между собой предметы. Или потому, что решили просто пошутить над другими. Или потому что случайно перепутали разные предметы. Поэтому никто заранее не знает, чем в итоге обернутся игры с идеями. Чем больше мы будем позволять себе творить, тем больше будем достигать в других сферах.

Небанальный подход. Умение в будничных, привычных вещах находить источники для вдохновения. А дальше воображение творит из банальности сказку...         Казалось бы, ну что такого - пробка - заткнуть бутылочное горлышко, или флакончик какой-то. Но иногда бутылка ерунда, а вот пробка - чудо.

Цитата из Пикассо: «Я рисую предмет так, как представляю его, а не так как вижу».  Это поистине целое искусство! Откуда же взялись необычные, почти космические по своей архитектуре здания, инсталляции, картины? Может секрет кроется в поиске разных вариантов, применить нестандартный подход, выполнить задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

По статистике, обычный день человека ничем не отличается от какого-либо другого дня, ничем непримечателен: скучный, серый, неразнообразный. Мы не замечаем в обычных предметах нечто необычное, а точнее просто не хотим это увидеть, но присмотревшись, мы можем в обычных вещая увидеть что-то особенное. Например, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Смотря на картину Леонардо да Винчи, обычный человек не может разглядеть в ней именно ту загадку, ту тайну, которая закладывалась в картину около 12 лет. С первого взгляда ничего не понятно и у большинства из нас возникает сразу множество различных вопросов, ответы на которые мы должны дать сами себе. Мона Лиза, на самом деле, не просто девушка лет 30, которая смотрит на нас из холста, нет. Мона Лиза лишает рассудка всех, кто, вдоволь, насмотревшись, начинает о ней толковать. В этой картине явно присутствует нечто магическое, завораживающее. Быть может Леонардо да Винчи не просто Художник с большой буквы? Быть может, создавая картину, он овладел таким искусством, как волшебство? Но что же это за сила, которая притягивает народ к картине и даже подталкивает их на безумные поступки? На самом деле всё просто: её тайна скрывается в улыбке. Это лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях. В её улыбку вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней читается гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.

     Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. На самом деле, необыкновенное легко увидеть в любом предмете, смотря на каком уровне развита наша фантазия. Наверняка с каждым из нас происходили разные случаи, когда фантазия, так сказать, давала о себе знать. Со мной тоже недавно произошел один случай во время ремонта квартиры. Когда я сняла обои и обнаружила, что участок стены жутко неровный, испещрен какими-то линиями и неровностями. Я села и смотрела на нее некоторое время и мне почудилось, что все то, что я вижу, похоже на красивое, многовековое дерево.

Вот и декоративное решение участка моей стены!!! Остается дело за материалом и скульптурной работой!  

Бывают случаи на природе, когда, любуясь деревьями можно увидеть, например, фигуры людей и животных в облаках. Случай миссис Дианы Дьюсер из Майами, которая в подгоревшем сырном тосте отчётливо увидела лик Девы Марии и выставила его на продажу на eBay. Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. Это явление может сыграть на руку художникам и дизайнерам. Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса — Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

"Лицо" на Марсе

Мы слишком заняты своими делами, куда-то спешим и что часто не замечаем необычное в обычном.

Почему нам так полюбились произведения русских поэтов А.С. Пушкина «Зимнее утро», С.А. Есенин «Белая береза»? Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Это дар не просто видеть глазами, сердцем, любить родные края, но владеть словом русским.

Лишить человека творческого воображения, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Существует распространённый стереотип: сначала нужно дать ребёнку прочные знания, а потом уже учить его творчеству. Некоторые оппоненты ТРИЗ считают, что мыслить творчески нужно учить не ранее, чем в университете. Это вроде как сначала нужно птичку хорошенько откормить в клетке, а потом уже учить летать.

Само приобретение, освоение знаний должно быть творческим процессом — тогда оно будет увлекать, а не надоедать. Полагаю, что основной элемент этого творческого процесса — открытые задачи.

Цель хорошего образования — дать человеку возможность быть полезным, востребованным, жить в ладу с людьми и окружающим миром. Но этот мир полон противоречий, которые становятся или проблемами, препятствиями на жизненном пути, или же решёнными задачами. НО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Необычное в обычном"

  Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружаю...

Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)

Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов....

Конспект педагогического мероприятия по экспериментированию " Необычные свойства обычных предметов"

Конспект занятия размещает в себе занимательные опыты по выявлению необычных свойств обычных предметов....

Мастер-класс с участием родителей "Необычное из обычного"

Данная публикация содержит конспект мастер-класса по продуктивной деятельности с использованием бросового материала....

Конспект мастер-класса для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)

Мастер-класс знакомит педагогов  с техникой получения изображения при помощи пены для бритья....

Как необычно подарить обычный подарок.

Современные магазины подарков порой удивляют своим широчайшим ассортиментом оригинальных изделий. Среди них можно выбрать совершенно любой товар для любого человека, которого непременно впечатлит тако...

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....