Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО
учебно-методический материал

Ольга Донченко

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей.

Для создания  благоприятного эмоционально - психического климата воспитанникам в групповом помещении сформированы центры с необходимыми материалами, которые пополняются и обновляются в соответствии с лексической темой календарно-тематического планирования: театральный, музыкальный, мини-музей «Любимая игрушка», центр творчества, центр двигательной активности, центр уединения, центр игры, познавательный центр.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведениям. В целях реализации индивидуальных интересов в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, одежда для ряженья.

С целью повышения интереса детей к музыке, действиям с музыкальными инструментами, самостоятельному воспроизведению музыки, песенному творчеству в группе был создан музыкальный центр. Для Воспроизведения музыки в центре имеется: шумовые инструменты (коробочки, киндеры, шумелки, погремушки), духовые инструменты (дудочки), ударные инструменты (барабаны, бубны, металлофон). Так же в музыкальной зоне  имеется игровое оборудование (ширма, шапочки, элементы театральных костюмов, султанчики, ленты, цветы, разные виды театра, дидактические игры).

         Для развития самостоятельности и самодеятельности ребёнка, формирования интереса детей к изобразительной деятельности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении  в группе имеется центр художественного творчества. Центр находится в хорошо освещенном месте. Здесь обеспечена доступность детей к материалам, пособиям, оборудованию, обеспечивающим различные виды изобразительной деятельности.

         Безопасность материалов и оборудования в центре предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Наполняемость центра творчества: мольберт, ширма, фартуки и нарукавники для детей, восковые мелки, цветной мел, фломастеры, гуашевые и акварельные краски, кисти, баночки для воды, цветные, простые карандаши, трафареты, обводки, палитра, пластилин, кинетический песок, доски для лепки, формочки, салфетки, палочки, стеки, цветная и белая бумага, картон, ножницы, клей, природный материал, раскраски, образцы декоративно-прикладного искусства, образцы росписи (дымковской, городецкой, хохломской, гжель), репродукции картин разных жанров, портреты художников, схемы последовательного рисования предмета, схемы поделок из бумаги.

       Для обеспечения и регулирования уровня двигательной активности детей дошкольного возраста в группе был создан центр двигательной активности. В центре имеется все необходимое для развития двигательных качеств и способностей детей: коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, ленточки с кольцами, султанчики, помпоны, игра «моталочка», бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног, гантели,  мячики-ежики, инвентарь для игр и упражнений с прыжками, для подлезания-перелезания, дидактические игры о спорте, мячи резиновые разных размеров, корзина для заброса мячей, игра «бадминтон», игра «тарелка-липучка» с мячом, игра «кольцеброс», игра «боулинг», игра «дартс» с мишенью и дротиками на липучках.

         Создавая познавательный центр в группе для детей я поставила для себя следующую цель – создание условий для развития познавательной активности, любознательности у детей  дошкольного возраста. Игровой материал расположен так, чтобы дети могли самостоятельно выбрать нужный материал. Так же подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

       В «Развивающем центре» содержится большое разнообразие дидактических и развивающих игр: по экологическому воспитанию; игры для формирования элементарных математических представлений; пособия и дидактические игры по обучению грамоте и чтению; материалы для развития у детей графических навыков; материалы на развитие мелкой моторики рук; магнитная и школьная доска, глобус, детские энциклопеции и познавательная, детская жудожественная литература, дидактические игры по развитию патриотизма. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственнойсреды в ДОУс учетом ФГОС  ДО...

буклет для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДОО»

в буклете описаны правила создания РППС. Приведен примерный перечень пособий, необходимых для осуществления познавательно-исследовательской деятельности; подробно описана  методика проведени...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...