Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
материал (старшая, подготовительная группа)

Воронова Юлия Сергеевна

План работы по нетрадиционному рисованию для  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Самообразование по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Составила: воспитатель старшей  группы

Воронова Юлия Сергеевна

План работы по теме самообразования:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного

возраста через нетрадиционную технику рисования»

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». .

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались , , и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная, рисование витражными красками, пластилиновыми жгутиками

фантазировать. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно — логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику » кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника » монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

— тычок жесткой полусухой кистью.

— печать поролоном;

— печать пробками;

— восковые мелки + акварель;

— свеча + акварель;

— отпечатки листьев;

— рисунки из ладошки;

 рисование ватными палочками;

— с помощью ватных дисков;

— кляксография с трубочкой.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

рисование витражными красками

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

1. «Рисуем без кисточки»»

2. «Рисуем ладошками»

3. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.

4. «Цветные ладошки»

5. Журналы «Дошкольное воспитание», » Воспитатель».

6. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику:

Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в старшей группе, в Творческой мастерской «Золотые ручки».

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

3. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

4. Выставки детских рисунков для родителей.

5. Составить конспекты занятий в Творческой мастерской: «Золотые ручки» по нетрадиционному рисованию.

6. Посещение авторского семинара «Развитие творчества у детей дошкольного возраста в рисовании под влиянием художественных эталонов».

7. Мастер-класс для педагогов по проведению занятия по авторскому семинару

Представление опыта работы:

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования пейзажа (http://ped-kopilka. ru).

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования натюрморта (http://ped-kopilka. ru).

3. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

4. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

 самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

— словесные,

— наглядные,

— практические,

— игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Высокий –40 % — Средний –54 % — Низкий – 6%

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию в Творческой мастерской «Золотые ручки».

Для воспитателей был проведен мастер – класс по авторскому семинару

Диагностика на контрольном этапе показала:

— Высокий – 60%

— Средний –38 %

— Низкий – 2%

Перспектива:

продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а такж...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Проект по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального рисунка, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — с...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...