Сценарий квест-игры "День Ивана -Купала или в поисках волшебного цветка" старший дошкольный возраст
методическая разработка (старшая группа)

Семёнова Светлана Владимировна

позновательное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Светлана Владимировна                                                                        МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макарова»

Сценарий квест-игры: «День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Семенова Светлана Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1

«Солнышко»г. Макарова»

Макаров

2021

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.

Задачи:

  1. Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа
  2. Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора
  3. Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх
  4. Расширять словарный запас детей названиями предметов народного быта: печь, ухват, самовар, чугунок и др.
  5. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа
  6. Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
  7. Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
  8. Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.
  9. Формировать чувство национального достоинства.

Методы и приемы:

  • Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов.
  • Наглядные: рассматривание предметов русского народного быта.
  • Практические: умение играть в русские народные хороводные игры, умение использовать в речи малые формы фольклора: заклички, считалки.

Предварительная работа:

  • беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
  • чтение русских народных сказок;
  • знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; заучивание наизусть некоторых из них; дидактические игры

Материалы и оборудование:

интерактивная доска,

презентация с заданиями по маршрутному листу

  • русский народный костюм для ведущей;
  • атрибуты для подвижных игр: платок, стойка с лентами
  • диски с записями (народные песни и пляски);

Ход квест-игры:

Дети заходят под русскую народную мелодию в музыкальный зал

(звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)

Воспитатель:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж вас поджидаем.
Без вас речей не начинаем,
Для каждого найдётся
Глоток водицы из колодца.
Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль.
Кому – песенка в прикус,
И хлеб – соль, как в старину.

Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные!

Как собрал нас здесь праздник древности.

Праздник летний наш, почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать,

По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час.

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Забава, а ласково Забавушка.

Дети здороваются и садятся на стулья.

Воспитатель (Забава):

А сейчас скажите – удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? В тесноте, да не в обиде. Вот и есть начало. А доброе начало – как говорится, половина дела. Будем играть и веселиться, а за это на нас счастье будет валиться.

В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой и цветами. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод

Хоровод «Во поле береза стояла»

Воспитатель (Забава):

В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)

На проекторе появляется летящая птичка, она несет в лапах конверт и роняет его., Забава подносит корзину к проектору и письмо «падает» в корзину. Она его достает и зачитывает: Ребята, нам птичка принесла письмо, хотите узнать от кого оно?

Письмо от Березки:

Здравствуйте, ребята!

Я белая березка у вашего сада!

Если препятствия пройдете,

То цветок счастья вы найдете!

 

Ведущий: Ребята, вы готовы препятствия пройти и цветок найти? 

Маршрутный лист

•I поляна «Что было раньше, что — сейчас»

• II поляна «Городецкие узоры».

• III поляна «Преданья нашей старины».

• IV поляна «Забытые игры».

• V поляна «В поисках ключа»

Организационная часть

Забава: Чтобы узнать, где находится цветок надо выполнить задания, которые спрятаны по всему детскому саду в волшебных сундучках. Выполнив задание, вы получаете части карты, собрав ее, вы узнаете путь к волшебному цветку. Найти задания вам помогут подсказки. С их помощью можно догадаться, где (или у кого) находится задание. Каждая подсказка относится только к одному заданию. Ребята, задания выполняйте самостоятельно. Действуйте по схеме:

При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях. Если потребуется помощь взрослого –поднимите вверх карточку «требуется помощь».

Ребята, на поиски цветка счастья вы отправитесь, разделившись на команды.

Подойдите к столам и возьмите эмблему своей команды. Справа встаньте те, кто в команде «Купава». Слева кто в команде «Сударушка».

Дети делятся на две команды, каждый прикрепляет к одежде эмблему своей команды. Дети выбирают капитана команды ответственного за карточку участника.

Основная часть

Примечание: Каждая команда проходит один и тот же маршрут, но в разной последовательности, чтобы территориально не мешать друг другу. Подсказки и задания для каждой команды аналогичные. Каждую команду сопровождает взрослый. 

Начало игры в музыкальном зале

Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести слова клятвы

Дети:

Клянемся дружными мы быть

И слезы горькие не лить.

С улыбкой трудности встречать.

Все смело преодолевать.

Дети: Клянемся!

  

Задание №1«Что было раньше, что — сейчас»

Первая подсказка загадка про Колобка:

Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч,
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)

 

На экране интерактивной доски появляется колобок с заданием.

Колобок: (обращаясь к детям)

Ребята, вы не зевайте мои загадки отгадайте:

Загадки:

1.Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!

Ответ: Печка

 

2. Ярко мой блестит мундир

На столе я командир.

Знают чашки, чайник:

Я большой начальник.

Ответ: самовар

 

3. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

Ответ: лапти

 

4.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
Ответ: Чугунок

 

5.Из русской печи
Кашу тащить.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
Ответ: Ухват

Дети отгадывают загадки и им предлагают дидактическую игру:«Что было раньше, что — сейчас». Команда должна выложить на стол карточки-пары:

  • Самовар-чайник
  • Печь-плита
  • Лапти - сапоги
  • Чугунок-кастрюля

Ход игры: ребенку предлагается карточка с изображением предметов старины и пустыми полями. Задача малыша подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени. Можно придумать разные варианты игры:

- подбери и назови

- подбери и назови, для чего необходим предмет

- игра наоборот - подбери к современным предметам старинные

- лото и т. д.

Первое задание выполнили

Дети получают часть карты

Задание №2

• II поляна «Городецкие узоры».

Вторая подсказка «Волшебный клубочек»

На стенах прикреплено изображение стрелки рядом с клубочком. Воспитатель читает подсказку из сундучка:

«Ребята, я волшебный клубочек, вы по стрелочкам идите и задание найдите»

Дети идут по стрелочкам волшебного клубочка в группу и находят сундук с заданием.

Второе задание «Укрась городецкий поднос»

Дети по стрелочкам идут в спортивный зал

Задание №3

• поляна III «Забытые игры»

Третья подсказка. Читает ведущий

Загадка:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)

Воспитатель достает платочек, по считалке выбирают водящего.

Хороводная Игра «Платочек голубой»

Мой платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой,

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга.

Дети после игры получают часть карты

Задание №4

• IV поляна «Преданья нашей старины».

Подсказка дети собирают разрезные картинки матрешек на обратной стороне которых фото сундука, в котором лежит задание

В сундуке лежат нитки, дети плетут народные витые пояса-обереги

Получают часть карты

После выполненных заданий карта собрана, на ней указан путь к цветку счастья.

 

Задание №5 поляна «В поисках ключа»

Дети идут по маршруту и находят цветок, чтобы открыть сундук, необходим ключ.

Дети играют в народную хороводную игру «Заря-заряница» и по окончании находят ключ, (ключ на ленте от игры).

 

 

Игра «Заря-заряница»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют:

Заря-заряница,Красная девица,

По полю ходила,Ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

На последние слова Заря-водящий кладет платок на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.

По окончании игры дети находят на ленте ключ.

Заключительная часть

Потом открывают сундучок ключом, воспитатель подносит сундук к экрану проектора, открывает его и на экране появляется волшебный цветок, он хвалит детей за пройденный путь и предлагает получить угощения за старания.

Воспитатель обращается к детям:

Молодцы, ребята, вы прошли сложный путь, все справились с заданием

Рефлексия:

Вам понравилось наше путешествие?

Где вы побывали?

Что вам больше всего запомнилось?

Вы хотели бы еще раз поиграть в такую игру- путешествие?

А в народные игры понравилось играть? Когда придете в группу, расскажите всем ребятам про ваше путешествие и научите играть в русские народные хороводные игры.

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  4. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  6. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  8. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  9. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  11. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  13. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  14. Князева, О. Л., «Как жили люди на Руси».
  15. Князева, О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  16. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
  17. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009-24с.
  18. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  19. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
  20. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  21. Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.
  22. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
  23. Ушинский, К.Д. 2том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего праздника Ивана Купала 2 мл. группа

Сценарий позволяет в лёгкой игровой форме начать приобщение детей к народным традициям....

Сценарий летнего праздника Ивана Купала.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал...

Сценарий летнего развлечения "Ивана Купала"

Сценарий летнего развлечения "Ивана Купала" для разновозрастных групп...

Сценарий развлечения "Праздник Ивана Купала"

Развлечение для детей подготовительной к школе группы...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста

Лето уже не за горами. Оно приходит с весельем и праздниками....

«День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста

приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий....