«День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kvest.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры: «День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.

Задачи:

  1. Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа
  2. Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора
  3. Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх
  4. Расширять словарный запас детей названиями предметов народного быта: печь, ухват, самовар, чугунок и др.
  5. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа
  6. Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
  7. Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
  8. Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.
  9. Формировать чувство национального достоинства.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов.

Наглядные: рассматривание предметов русского народного быта.

Практические: умение играть в русские народные хороводные игры, умение использовать в речи малые формы фольклора: заклички, считалки.

 Предварительная работа:

-беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;

-чтение русских народных сказок;

-знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; заучивание наизусть некоторых из них; дидактические игры

Материалы и оборудование:

интерактивная доска,

презентация с заданиями по маршрутному листу

  • русский народный костюм для ведущей;
  • атрибуты для подвижных игр: платок, стойка с лентами
  • диски с записями (народные песни и пляски);

Ход квест-игры:

 Дети заходят под русскую народную мелодию в музыкальный зал

(звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)

Воспитатель:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж вас поджидаем.
Без вас речей не начинаем,
Для каждого найдётся
Глоток водицы из колодца.
Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль.
Кому – песенка в прикус,
И хлеб – соль, как в старину.

Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные!

Как собрал нас здесь праздник древности.

Праздник летний наш, почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать,

По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час.

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

 Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Забава, а ласково Забавушка.

Дети здороваются и садятся на стулья.

 Воспитатель (Забава):

А сейчас скажите – удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? В тесноте, да не в обиде. Вот и есть начало. А доброе начало – как говорится, половина дела. Будем играть и веселиться, а за это на нас счастье будет валиться.

В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой и цветами. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод

Хоровод «Во поле береза стояла»

Воспитатель (Забава):

В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)

На проекторе появляется летящая птичка, она несет в лапах конверт и роняет его., Забава подносит корзину к проектору и письмо «падает» в корзину. Она его достает и зачитывает: Ребята, нам птичка принесла письмо, хотите узнать от кого оно?

Письмо от Березки:

Здравствуйте, ребята!

Я белая березка у вашего сада!

Если препятствия пройдете,

То цветок счастья вы найдете!

 Ведущий: Ребята, вы готовы препятствия

пройти и цветок найти?

Дети отвечают, что готовы.

Маршрутный лист

•I поляна «Что было раньше, что — сейчас»

• II поляна «Городецкие узоры».

• III поляна «Преданья нашей старины».

• IV поляна «Забытые игры».

• V поляна «В поисках ключа»

Организационная часть

Забава: Чтобы узнать, где находится цветок надо выполнить задания, которые спрятаны по всему детскому саду в волшебных сундучках. Выполнив задание, вы получаете части карты, собрав ее, вы узнаете путь к волшебному цветку. Найти задания вам помогут подсказки. С их помощью можно догадаться, где (или у кого) находится задание. Каждая подсказка относится только к одному заданию. Ребята, задания выполняйте самостоятельно. Действуйте по схеме:

При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях. Если потребуется помощь взрослого –поднимите вверх карточку «требуется помощь».

Ребята, на поиски цветка счастья вы отправитесь, разделившись на команды.

Подойдите к столам и возьмите эмблему своей команды. Справа встаньте те, кто в команде «Купава». Слева кто в команде «Сударушка».

Дети делятся на две команды, каждый прикрепляет к одежде эмблему своей команды. Дети выбирают капитана команды ответственного за карточку участника.

Основная часть

Примечание: Каждая команда проходит один и тот же маршрут, но в разной последовательности, чтобы территориально не мешать друг другу. Подсказки и задания для каждой команды аналогичные. Каждую команду сопровождает взрослый. Ниже пример маршрута для одной команды.

Начало игры в музыкальном зале

Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести слова клятвы

Дети:

Клянемся дружными мы быть

И слезы горькие не лить.

С улыбкой трудности встречать.

Все смело преодолевать.

Дети: Клянемся!

I поляна «Что было раньше, что — сейчас»

Задание №1«Что было раньше, что — сейчас»

Первая подсказка загадка про Колобка:

Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч,
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)

На экране интерактивной доски появляется колобок с заданием.

Колобок: (обращаясь к детям)

Ребята, вы не зевайте мои загадки отгадайте:

Загадки:

1.Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!

Ответ: Печка

2. Ярко мой блестит мундир

На столе я командир.

Знают чашки, чайник:

Я большой начальник.

Ответ: самовар

3. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

Ответ: лапти

4.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
Ответ: Чугунок

5.Из русской печи
Кашу тащить.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
Ответ: Ухват

Дети отгадывают загадки и им предлагают дидактическую игру:«Что было раньше, что — сейчас». Команда должна выложить на стол карточки-пары:

  • Самовар-чайник
  • Печь-плита
  • Лапти - сапоги
  • Чугунок-кастрюля

Ход игры: ребенку предлагается карточка с изображением предметов старины и пустыми полями. Задача малыша подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени. Можно придумать разные варианты игры:

- подбери и назови

- подбери и назови, для чего необходим предмет

- игра наоборот - подбери к современным предметам старинные

- лото и т. д.

У детей карточки с изображениями. На слайде появляется правильный ответ

Первое задание выполнили

Дети получают часть карты

 

Задание №2

• II поляна «Городецкие узоры».

Вторая подсказка «Волшебный клубочек»

На стенах прикреплено изображение стрелки рядом с клубочком. Воспитатель читает подсказку из сундучка:

«Ребята, я волшебный клубочек, вы по стрелочкам идите и задание найдите»

Дети идут по стрелочкам волшебного клубочка в группу и находят сундук с заданием.

Второе задание «Укрась городецкий поднос»

Дети по стрелочкам идут в спортивный зал

Третья подсказка. Читает ведущий

Загадка:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)

Воспитатель достает платочек, по считалке выбирают водящего.

Задание №3

• поляна III «Забытые игры»

Хороводная Игра «Платочек голубой»

Мой платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой,

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга.

Дети после игры получают часть карты

Задание №4

• IV поляна «Преданья нашей старины».

Подсказка дети собирают разрезные картинки матрешек на обратной стороне которых фото сундука, в котором лежит задание

В сундуке лежат нитки, дети плетут народные витые пояса-обереги

Получают часть карты

После выполненных заданий карта собрана, на ней указан путь к цветку счастья.

 

Задание №5

• V поляна «В поисках ключа»

Дети идут по маршруту и находят цветок, чтобы открыть сундук, необходим ключ.

Дети играют в народную хороводную игру «Заря-заряница» и по окончании находят ключ, что ключ на ленте от игры.

Игра «Заря-заряница»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют:

Заря-заряница,Красная девица,

По полю ходила,Ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

На последние слова Заря-водящий кладет платок на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.

По окончании игры дети находят на ленте ключ.

Заключительная часть

Потом открывают сундучок ключом, воспитатель подносит сундук к экрану проектора, открывает его и на экране появляется волшебный цветок, он хвалит детей за пройденный путь и предлагает нарисовать самые заветные желания, положить их в сундук, а спустя время проверить сбылись ли их желания.

Дети рисуют желания, кладут свои рисунки в сундучок.

Воспитатель обращается к детям:

Молодцы, ребята, вы прошли сложный путь, все справились с заданием

Рефлексия:

Вам понравилось наше путешествие?

Где вы побывали?

Что вам больше всего запомнилось?

Вы хотели бы еще раз поиграть в такую игру- путешествие?

А в народные игры понравилось играть? Когда придете в группу, расскажите всем ребятам про ваше путешествие и научите играть в русские народные хороводные игры.

 

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  4. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  6. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  8. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  9. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  11. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  13. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  14. Князева, О. Л., «Как жили люди на Руси».
  15. Князева, О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  16. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
  17. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009-24с.
  18. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  19. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
  20. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  21. Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.
  22. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
  23. Ушинский, К.Д. 2том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста...

Квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста

Игра предназначенна для детей 5-6 лет. Детей ожидает пять станций на каждой задание и за правильное выполнене получают 1 частьь карты, по оконнчанию заданий собирают карту и ищут волшебный сундук с по...

Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста.

Маршрутные станции:«Спортивная» (участок спортивной площадки)«Загадочная» (участок группы «Звёздочки»)«Музыкальная» (участок группы «Капельки&raqu...

«В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развлечь детей летом, обобщить знания дошкольников о времени года лето.Оборудо...