Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
консультация

Фёдорова Лариса Витальевна

Cпособствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и  технологий  в  работе  с  детьми  по  сенсорному  развитию,  повысить  уровень  профессиональной компетентности воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

                                   Подготовила и провела: Федорова Л.В.

                                                          воспитатель МДОУ «Детский сад с.Узморье»

       Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и  технологий  в  работе  с  детьми  по  сенсорному  развитию,  повысить  уровень  профессиональной компетентности воспитателей.

       Ход мероприятия:

       1 часть (теоретическая)                                                              

       Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.                                              

 Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

          Использование дидактических игр в Образовательной деятельности и в свободное время расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                      

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

 В  процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Обучая  детей в процессе игры, воспитатели стремятся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость для них.    

Например:     игры    с  предметами:     пирамидки,     вкладыши      различного    типа,  разноцветные  счёты,  матрёшки,  мозаика,  игры  с  карандашами,  прищепками и многое другое.  

       «Пирамидки»        -   многообразие      их    видов,    форм,   конфигураций,  усложняющих       элементов,    позволяет    буквально     каждый    раз   давать   новое  задание.   И   дети   не   теряют   к   ним   интереса.  

 «Мозаика»    -  этот   материал  способствует  интенсивному  развитию  движений  пальцев  рук.  Идея  мозаики  заключается в оставлении из мелких частей целого изображения. Во время игры  ребёнок    постоянно     манипулирует     деталями,    проявляет     сообразительность,  

наблюдательность, настойчивость.  

       Игры  с  бусинками:  «Разноцветные  бусы»,  -         помогут  скоординировать  движения  обеих  рук.   В  этой  детской  игре  формируется  не  только  ручная  умелость,  но  и  сенсорные  эталоны  (цвет,  форма,  величина).        

Игры  шнуровки  развивают       сенсомоторную         координацию,        мелкую       моторику       рук,  пространственное  ориентирование,  формируют  навыки  шнуровки,  развивают  творческие  способности,  также  игра  способствует   улучшению  координации  движений.  

Ребенок  дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста считается приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры дети учатся познавать мир вокруг себя. Ребенок получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорное развитие  направлено на гармоничное и целостное развитие ребенка.

       2 часть (практическая).

Ни для кого ни секрет, что сенсорика, является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения, запахи, прикосновения. От сенсорного развития ребенка зависит его готовность к обучению в школе. Для того, чтобы сенсорное развитие ребенка было полноценным, следует обязательно научить его слушать, ощупывать, осматривать. Важно не только познакомить малыша с предметом, но и его качествами, особенностями, свойствами. В сенсорном развитии детей дидактическая игра очень важна. Дети знакомятся со свойствами предметов окружающей действительности, расширяют свой кругозор, познают окружающий мир. В своей практической работе я использую большое количество дидактического материала для сенсорного развития воспитанников. Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр своими руками по сенсорному развитию детей  дошкольного возраста.

Сегодня я покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие. Будем готовить с вами дидактическую игру по сенсорному развитию "Подбери мишке домик".

Игра предназначена как для детей раннего возраста так и старшего. Подобнные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях.

Я на цветном картоне нарисовала домики и мишек. Необходимо их вырезать. И можно играть.

Основные задачи: формировать у детей умения выделять цвет, форму, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (форма, цвет), закреплять знание основных цветов, развивать внимание, наглядно-действенное мышление, воспитывать любознательность.

Материалы: красочные домики, вырезанные из бархатного картона разного цвета, красочные медвежата соответствующие по цвету к домикам из фетра на липучках.

На фланелеграфе выставляются  изображения мишек.

- Какой мишка самый большой? Где его домик? Какой мишка самый маленький? Где его домик? (Воспитатель выставляет мишек рядом со своими домами.) Вот и нашли мишки свои домики, больше не теряйтесь в лесу.

       Сейчас  мы  поиграем  в игру, которая  знакомит детей  с  геометрическими  фигурами.     Игра   называется   «Подбери   заплатки   к   коврику».   Данная   игра  поможет   усвоить   знание   геометрических   фигур,   цветов,   классифицировать  предметы по общим признакам (форме, цвету, величине); развивает мышление,  внимание.

      -  Все  большие  молодцы,  оказывается  не  так  сложно  приготовить  игры  собственными руками, которые помогут вашим детям скорее овладеть навыками  сенсорного развития.

        Хочу вас познакомить с игрой, которая называется ГЕОБОРД (математический планшет). Геоборд – это развивающая доска со штырьками, на которые нужно нанизывать резиночки. Математический планшет полезен для развития;

 -внимания, памяти и усидчивости. Ребенку нужно будет сконцентрироваться на одевании резинок, построении фигур, повторении рисунка;

- мелкой моторики, так как это отличное упражнение на сенсорику;

-воображения и творчества – не только воспроизводите рисунки по схеме, но и придумываете сами;

-математических способностей и пространственного мышления;

- знаний букв и цифр.

Играть с ним можно даже малышам с 2хлетнего возраста под наблюдением взрослых. Сначала создаются простые рисунки, а затем постепенно усложняйте задания.

Заключительный этап

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

Мастер-класс "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Тема сенсорного развития знакома любому педагогу дошкольнику, потому что развивать сенсорные эталоны необходимо с рождения малыша. Познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сен...

Родительское собрание «Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительское собрание по дополнительному образованию "Занимательная сенсорика" во 2 младшей группе на тему: «Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры.»

laquo;Занимательная сенсорика» во 2 младшей группе «Семицветик»Родительское собрание в младшей группеМастер-класс«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»...

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и  технологий  в  работе  с  детьми  по  сенсорному  развитию,  повысить  уровень  п...

План по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

                                    Творческий план самообразования педагога на 2021-2022 учебный ...