Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
материал
- повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;
- передача путем демонстрации последовательности действий при организации технологии «семантического поля» и «мнемотехники»;
мотивация участников мастер - класса на использование данных технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова» (дошкольная группа)
Мастер – класс
Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
Подготовила:
воспитатель ВКК Глотова Г.М.
Дерезовка .2022
Мастер – класс
Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
Цель: диссеминация педагогического опыта по работе над расширением семантических полей в процессе словарной работы.
Задачи:
- повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;
- передача путем демонстрации последовательности действий при организации технологии «семантического поля» и «мнемотехники»;
- мотивация участников мастер - класса на использование данных технологий.
Основные методы и приемы: словесный, наглядный, технология «семантическое поле» и «мнемотехники».
Количество участников: 4(молодые специалисты) и все присутствующие в зале.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация, мольберт, игрушечный зайчик, магниты, сюжетные картины, картинка «Ромашка» для показа игры, картинки.
- раздаточный материал: сюжетные картинки, смайлики, платочки. Мячик для игры.
Оборудование выставки: буклет, картотека игр, игры по развитию речи, сундучок «Мини музей», «Веселые обводилки» и др.
Ход мастер – класса:
№ | Содержание слайда | Текст сообщения | |
1 | Тема: Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы. | Уважаемые коллеги, здравствуйте. Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!» | |
2 | Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. | Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. | |
3 | Фотографии психологов Выготского Льва Семеновича, и Лурия Александра Романовича. | В своей работе мы опираемся на исследования психологов Выготского Льва Семеновича, и Лурия Александра Романовича. Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию. | |
4 | Нарушение лексико – грамматической стороны речи у детей
| Выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей: Это неправильное употребление: -окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; - предложно-падежных конструкций. неправильное согласование слов в предложении, словосочетании ,затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов; ошибки в словообразовании . Ошибки в словоизменении | |
5 |
| Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. | |
6 | Базовая задача в речевом развитии дошкольника – это формирование словаря Слово – система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другим. | Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи. * Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими. * Основной функцией слова является его обозначающая роль. * Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение. | |
7 | Семантический треугольник Изображение семантического треугольника | В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций | |
8 | Семантическое поле - это комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова | Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова называется «семантическим полем». Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют. | |
9 | Семантическое поле с использованием пиктограмм | Так же Семантическое поле можно рассмотреть с использованием пиктограмм. Обратите внимание на последовательность: Ядерное слово, родственные слова, слова - действия, слова - признаки, слова - синонимы, слова – антонимы, словесные логические задачи.. А сейчас мы приглашаем группу молодых специалистов, которые будут выполнять роль воспитанников старшей группы. Проходите, вставайте полукругом. - Давайте познакомимся, поиграем, узнаем, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Передаем зайчика друг другу и отвечаем полными ответами. «Добрый день. Я - зайчик Тоша, а ты кто?...» - Теперь я предлагаю вам присесть за стол. Отгадайте загадку: «Дикий маленький зверь живет в лесу, грызет кору, корешки и т. п. у него длинные уши, короткий хвост» Верно, это зайчик. - Ребята, а как по другому можно назвать родственников зайчика? (заяц, зайчонок, зайчиха) - Посмотрите на картинку и скажите, что зайчик делает? и как? (прыгает высоко, присел, огляделся, прищурился, прислушался.) - А теперь расскажите какой он (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый,…) - Посмотрите на картинки, по очереди скажите, какими словами можно назвать действия зайчика. (побежал, добежал, убежал, забежал, вбежал.) - Сейчас назовите противоположные качества зайчика в сравнении с другими животными. Заяц маленький, а медведь? (большой) Заяц трусливый , а лев? (смелый) Заяц быстрый, а черепаха? (медленная), заяц добрый, а волк? (злой) - Посмотрите на картинку , придумайте название названия к сказкам, составьте собственный рассказ по картине в парах. Благодарим нашу творческую группу и просим оценить работу в мастер – классе с помощью смайликов. Предлагаем вам выбрать соответствующий смайлик и прикрепить на мольберт. (удивленный – узнали что то новое, спокойный – было познавательно, задумчивый – есть над чем поработать) Молодцы, ребята, вы справились. Спасибо за работу. Уважаемые коллеги! Работа с технологией «Семантического поля» идёт последовательно, но может варьироваться в зависимости от ситуации, может проходить в два, три и более этапов. | |
10 | Изображение «Ромашка» | В такой же технологии можно поиграть в игру «Ромашка» На каждый лепесток свое задание. В центр помещается картинка – ядерное слово и разбирается. Кто (что) это. Какой? Назвать качества. Что делает? Чем питается. Назвать ласково, назвать родственные слова. Игра наоборот - антонимы, игра похожие слова – синонимы. Подобрать загадку и стихотворение, придумать историю или сказку. | |
11 | Лексико - грамматические игры по созданию семантических полей
| Также в работе над расширением «семантического поля» мы используем игры и упражнения. Лексико - грамматические игры по созданию семантического поля. Обратите внимание на слайды. | |
12 | Игры со словами – синонимами
| Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс. | |
13 | Семантическая сеть по сказке | Так же можно использовать семантические поля по сказкам. А сейчас немного отдохнем. Предлагаем игру с залом. Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки. • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля) • Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк) • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах) • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят) • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки) • Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича) - Молодцы, у вас все получилось. | |
14 | Мнемотехника –это техника это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования | Так же в работе используется технология « Мнемоника, или мнемотехника» - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой | |
15 | Мнемотаблица по стихотворению | Мнемотаблицы можно использовать для облегчения запоминания стихотворений. Обратите внимание, как можно зарисовать любое стихотворение в виде мнемотаблице для облегчения заучивания. Хитрый ежик чудачек, сшил колючий пиджачок Весь в иголках, без застежек На иглу нацепит ежик. Грушу, сливу, всякий плод, что под деревом растет И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. | |
16 | Мнемотаблицы по сказкам. | Мнемотаблицы часто используем для пересказа сказки. Будьте внимательны, вопрос к залу. «Что за сказка зашифрована на мнемотаблице?» («Лисичка со скалочкой» «Заюшкина избушка» | |
17 | Мнемотаблицы по сказкам | «Жихарка» | |
18 | Мнемотаблицы по сказкам | Какие же Вы молодцы, настоящие профессионалы. | |
19 | «Спасибо за внимание» | Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяем в своей работе, что позволило не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей дошкольного возраста в домашних условия...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
laquo;Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР». Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельны...
мастер класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.»
Мастер класс для педагогов с использованием игр и интересной теории...
Мастер-класс для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников....
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)
В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...