«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
статья по логопедии (подготовительная группа)

«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».

 

Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. В современной психологии существует несколько определений мышления. Одно из них Леонтьева А.Н.: «Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты». Обозначенное определение дополняет и расширяет Петровский А.В.: «Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающей на основе её практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящих за её пределы». Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Своё определение мышления предлагает Фридман Л.М.: «Мышление — это психический процесс опосредованного познания свойств и качеств предметов и явлений действительности. Однако мышление — это не только процесс опосредованного познания наиболее существенных внутренних свойств, качеств предметов и явлений, отношений и связей действительности, но и процесс решения задач, процесс, с помощью которого человек намечает цели своей будущей деятельности, разрабатывает планы осуществления этих целей, организует и руководит этой деятельностью. «Вся деятельность человека — практическая и умственная — осуществляется с помощью мышления». Мышление есть субъективная сторона той целенаправленной деятельности, которая практически изменяет объективные условия, средства и предметы человеческой жизни и тем самым формирует самого субъекта и все его психические способности. Мыслительная деятельность является необходимой основой для усвоения новых знаний. Она необходима и для постановки задач, и для выявления и осознания новых проблем, и для разрешения проблемных ситуаций, и для прогнозирования и планирования своей деятельности и поведения и для многих других целей. И всё - таки, задача мышления заключается в том, чтобы выявить «существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по смежности, в той или иной ситуации». Мышление есть функция человеческого мозга и представляет собой естественный процесс, однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человеческих знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за её пределы. Таким образом, процесс развития мышления представляет собой постепенный переход от внешних видов деятельности к внутренним Предлагаемое пособие способствует развитию наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического мышлений. Так, чтобы повторить несложный ритмический рисунок — ... Согласно позиции Пиаже Ж., мышление есть система операций, осуществляемых в мире предметов. Вначале они неотделимы от самих объектов: с формированием у ребенка средств, что становится возможным с введением символики и способов языкового отображения, происходит абстракция действий, позволяющая рассматривать их как некоторую логическую систему, имеющую свойства обратимости и возможность самоуглубления. Мыслительные операции и действия, отрываясь от непосредственных материальных действий, образовывают операторные структуры ума, структуры мышления. Такое мышление, являющееся формальным продолжением операторных структур мышления, приводит, по Пиаже, к образованию логико-математического мышления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».

Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. В современной психологии существует несколько определений мышления. Одно из них Леонтьева А.Н.: «Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты». Обозначенное определение дополняет и расширяет Петровский А.В.: «Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающей на основе её практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящих за её пределы». Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Своё определение мышления предлагает Фридман Л.М.: «Мышление — это психический процесс опосредованного познания свойств и качеств предметов и явлений действительности. Однако мышление — это не только процесс опосредованного познания наиболее существенных внутренних свойств, качеств предметов и явлений, отношений и связей действительности, но и процесс решения задач, процесс, с помощью которого человек намечает цели своей будущей деятельности, разрабатывает планы осуществления этих целей, организует и руководит этой деятельностью. «Вся деятельность человека — практическая и умственная — осуществляется с помощью мышления». Мышление есть субъективная сторона той целенаправленной деятельности, которая практически изменяет объективные условия, средства и предметы человеческой жизни и тем самым формирует самого субъекта и все его психические способности. Мыслительная деятельность является необходимой основой для усвоения новых знаний. Она необходима и для постановки задач, и для выявления и осознания новых проблем, и для разрешения проблемных ситуаций, и для прогнозирования и планирования своей деятельности и поведения и для многих других целей. И всё - таки, задача мышления заключается в том, чтобы выявить «существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по смежности, в той или иной ситуации». Мышление есть функция человеческого мозга и представляет собой естественный процесс, однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человеческих знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за её пределы. Таким образом, процесс развития мышления представляет собой постепенный переход от внешних видов деятельности к внутренним Предлагаемое пособие способствует развитию наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического мышлений. Так, чтобы повторить несложный ритмический рисунок — ... Согласно позиции Пиаже Ж., мышление есть система операций, осуществляемых в мире предметов. Вначале они неотделимы от самих объектов: с формированием у ребенка средств, что становится возможным с введением символики и способов языкового отображения, происходит абстракция действий, позволяющая рассматривать их как некоторую логическую систему, имеющую свойства обратимости и возможность самоуглубления. Мыслительные операции и действия, отрываясь от непосредственных материальных действий, образовывают операторные структуры ума, структуры мышления. Такое мышление, являющееся формальным продолжением операторных структур мышления, приводит, по Пиаже, к образованию логико-математического мышления. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.

Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую...

Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»

-        повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;-...