План самообразования педагога
материал

 

на 2022 - 2023 г. (подготовительная логопедическая группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tihonova.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад комбинированного вида № 2».

      Индивидуальный образовательный маршрут педагога

                                       Воспитатель: Тиханова Маргарита Ивановна

                                             г. Ачинск 2020 - 2023г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

ФИО: Тиханова Маргарита Ивановна.

Занимаемая должность: воспитатель

Образование: среднее профессиональное, Ачинское педагогическое училище Красноярского края, 1984г, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», ДТ- 1 № 564357.

Дата прохождения аттестации: февраль 2023г.

Квалификационная категория: ВКК

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

2020г., г. Санкт-Петербург, курсы «Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста   с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО», 72ч., удостоверение 7827 00564681.

2020г., АНО ДПО "ОЦ КАМЕННЫЙ ГОРОД», г. Санкт-Петербург курсы, «Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных   учреждениях», 72ч., удостоверение 593101566531.

2019г., курсы «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», 72ч., удостоверение 7819 00446465.

Педагогический стаж - 38 лет.

Педагогическое кредо –

Любить детей, ценить коллег.

И главное в моей работе –

Я – педагог!

Я – человек!

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемная ситуация: Профессиональные компетентности, обеспечивающие реализацию цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Индивидуальная тема по самообразованию: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи».

Цель: Совершенствование собственной профессиональной деятельности.

Задачи:

Использование образовательных технологий с целью достижения планируемых результатов.

Применение методов, средств, способов и форм образовательной деятельности, обеспечивающих целостную реализацию целей и задач образовательной деятельности.

Создать образовательную среду обеспечивающую реализацию целей и задач программы.

Форма самообразования- интернет-ресурсы, методическая литература, семинары-практикумы.

Предполагаемый результат для ребенка:

Развитие компетентностей ребенка во всех образовательных областях.

Предполагаемый результат для педагога: 

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута педагога.

Участие в работе педагогического сообщества.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Сроки работы над проблемой – четыре года.

План самообразования педагога

на 2022 - 2023 г. (подготовительная логопедическая группа)

Ф.И.О. педагога: Тиханова Маргарита Ивановна

Тема самообразования: « Речевое развитие детей дошкольного возраста   у детей логопедической группы посредством  кинезиологии» 

Актуальность. 

Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с тяжелыми нарушениями речи.

 Для данного контингента воспитанников характерны:

  • системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность,

артикуляционная моторика, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы,

  • незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),
  • расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.

И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

Также у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются:

  • в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;
  • в затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
  • в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
  • в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности, застревании на одной позе.

Часто нарушается четкость кинестетических ощущений.

Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Специалисты (Е.И. Аркин , Н.А. Берштейн) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию речи.

Основная цель применения кинезиологических упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи – это активизация развития речи.  

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • Стимулировать речевую активность детей;
  • Развивать слухоречевое внимание детей;
  • Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

В своей работе использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, разделила их условно на три функциональных блока:

1 блок. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2 блок. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3 блок. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

1. Обогащение предметно-развивающей среды

  • Разработка картотек «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения»
  • Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

2. Взаимодействие с дошкольниками

  •  Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
  •   Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
  •   Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».

3. Взаимодействие с родителями и педагогами

  •  Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов: «Что такое – кинезиология?», «Кинезиологические упражнения – это просто и весело».
  •  Стендовая информация «Кинезиология для детей».
  •  Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?»
  •  Мастер-класс «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»

4.Ожидаемый результат

  • Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

 

№п/п

Задачи

Содержание работы / мероприятия

Дата

Результат / выход

1

Организация работы по теме самообразования

Поиск и составление списка литературы по теме самообразования

сентябрь – декабрь

Провести анализ   методической литературы по

 теме, изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики

2

Систематизировать методический материал по  теме самообразования

Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме. Подбор игр и упражнений по теме самообразования

в течение года

Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

повышение  педагогической компетентности по данному вопросу.

Составление картотеки игр и упражнений по использованию мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

3

Подбор параметров для проведения мониторинга  детей

Проведение мониторинга. Подбор и изготовление наглядного материала

4

  • Включение игр и упражнений  в организованную образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
  • Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».

январь-май

Конспекты организованной образовательной деятельности с включением    кинезиологии.

5

Ознакомление родителей с кинезиологическими упражнениями. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

  • Подобрать материал и разработать консультацию для родителей по теме: «Использование кинезиологических упражнений на занятиях и в свободное время».
  • Индивидуальные беседы с родителями по теме «Кинезиологические упражнения для развития мышления и речи детей»
  • Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?»
  • Мастер-класс «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»

Февраль - март

Формирование представлений  родителей  о  

кинезиологии.

Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии.

6

Обобщение и распространение опыта по теме самообразования

Консультация - презентация для педагогов: «Мнемотехника  в развитии связной речи у дошкольников»

по согласованию

Выступление на педагогическом совете/семинаре

7

 Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».

апрель

Ознакомление родителей с результатами работы по развитию кинезиологических способностей.

8

Подведение итогов работы по развитию речи.

Анкетирование родителей

май

Сбор информации о семейном воспитании детей.

9

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе.

май

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»

 В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;

Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»   Практическое пособие. – М.: Аркти, 2008. – 60 с. Сиротюк А. Л.

Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.                                      П.Деннисон, Г. Деннисон

«Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997.

Интернет ресурсы

Анализируя работу с детьми в течение года видны следующие результаты:

  снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

 улучшились навыки самообслуживания;

 развивается устная речь;

 формируется логическое мышление;

 улучшаются коммуникативные навыки;

 улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей.   Эти дети успешно обучаются в первом классе.

По опросам педагогов в школе, наши выпускники, прошедшие со мной эту методику учатся в школе  хорошо. Учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей.

Дети, применяющие  упражнения стали смышленее и любознательнее.

У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды.

Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками.

План самообразования педагога

на 2020 - 2021 г. (старшая логопедическая группа)

Ф.И.О. педагога: Тиханова Маргарита Ивановна

Тема самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи».

Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.

 Цель работы по самообразованию:

1. Создать информационную базу.

2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

3. Повышение профессиональной компетентности.

4. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

Задачи:

Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами воспитания детей.

Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Пополнить педагогическую копилку новой информацией.

Ожидаемый результат

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма

• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление

Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.

• Включение кинезиологических упражнений в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создание игровых ситуаций.  

№ п/п

Задачи

Содержание работы / мероприятия

дата

Результат / выход

1

Подобрать и изучить литературу по проблемному вопросу.

Определить алгоритм выполнения кинезиологических технологий по вышеуказанной программе.

Диагностика исходной ситуации.

Разработка методики, реализации  программы, согласование ее с администрацией ДОУ.

Разработка показателей мониторинга по использованию развивающей кинезиологической программы.

Сентябрь

декабрь

Создание программных документов.

Обеспечение готовности группы к реализации программы методами кинезиологии.

Обсуждение и утверждение программы

« Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи».

Прогноз ожидаемых результатов.

2

Создать условия, необходимые для реализации программы   методами кинезиологии.

Апробировать комплексы упражнений развивающей кинезиологической программы.

Создание условий, обеспечивающих эффективность применения кинезиологических упражнений.

Установление взаимодействия с родителями по закреплению сформированных навыков.

Реализация развивающей кинезиологической программы.

Вовлечение специалистов детского сада (музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, педагога – психолога) в единую деятельность по реализации программы.

В течении года

Улучшение уровня развития способностей детей: памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики.

Максимальное снижение уровня дезадаптации детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ и на перспективу в школе.

Систематическая проверка результативности.

Своевременная корректировка программы.

3

Обеспечить мониторинг использования развивающей программы  

Обобщить результаты.

Организация текущего и итогового контроля (мониторинг).

Своевременная коррекция и регуляция реализации программы на основе полученных данных.

Сбор и обработка показателей.

Обобщение результатов инновации.

Январь - май

Оценка текущего и итогового состояния познавательных психических процессов у детей: мышления, памяти, внимания, речи.

Формулировка заключения  о результатах реализации программы.

Анализ результатов.

Обобщение опыта.

4

Обобщение и распространение опыта по теме самообразования

 Консультации «Образовательная кинезиология», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

По согласованию

Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии.

5

Систематизировать  материал по  теме самообразования

Создать картотеку по пальчиковым играм, упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, упражнениям на координацию речи с движением, играм на развитие

слухового внимания;

Сентябрь - октябрь

Картотека игр, упражнений.

6

Подобрать  цикл сказок -

презентаций по кинезиологии.

ноябрь

Презентации сказок по кинезиологии.

7

  Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

Консультация для родителей: «Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома»

Январь - март

Текст консультации

8

Подведение итогов работы по развитию речи.

Анкетирование родителей

 

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе.

Апрель - май

Сбор информации о семейном воспитании детей.

9

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;

 Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2000.

Д/в №6/2007 « О сотрудничестве старших дошкольников»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.                                      ...

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

План самообразования педагога дополнительного образования

Примераная структура плана самообразования...

план самообразования педагога

план самообразования педагога...

План самообразования педагога-психолога

План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...