План самообразования педагога
материал
на 2022 - 2023 г. (подготовительная логопедическая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_tihonova.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад комбинированного вида № 2».
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Воспитатель: Тиханова Маргарита Ивановна
г. Ачинск 2020 - 2023г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ФИО: Тиханова Маргарита Ивановна.
Занимаемая должность: воспитатель
Образование: среднее профессиональное, Ачинское педагогическое училище Красноярского края, 1984г, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», ДТ- 1 № 564357.
Дата прохождения аттестации: февраль 2023г.
Квалификационная категория: ВКК
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
2020г., г. Санкт-Петербург, курсы «Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО», 72ч., удостоверение 7827 00564681.
2020г., АНО ДПО "ОЦ КАМЕННЫЙ ГОРОД», г. Санкт-Петербург курсы, «Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях», 72ч., удостоверение 593101566531.
2019г., курсы «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», 72ч., удостоверение 7819 00446465.
Педагогический стаж - 38 лет.
Педагогическое кредо –
Любить детей, ценить коллег.
И главное в моей работе –
Я – педагог!
Я – человек!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблемная ситуация: Профессиональные компетентности, обеспечивающие реализацию цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Индивидуальная тема по самообразованию: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи».
Цель: Совершенствование собственной профессиональной деятельности.
Задачи:
Использование образовательных технологий с целью достижения планируемых результатов.
Применение методов, средств, способов и форм образовательной деятельности, обеспечивающих целостную реализацию целей и задач образовательной деятельности.
Создать образовательную среду обеспечивающую реализацию целей и задач программы.
Форма самообразования- интернет-ресурсы, методическая литература, семинары-практикумы.
Предполагаемый результат для ребенка:
Развитие компетентностей ребенка во всех образовательных областях.
Предполагаемый результат для педагога:
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута педагога.
Участие в работе педагогического сообщества.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Сроки работы над проблемой – четыре года.
План самообразования педагога
на 2022 - 2023 г. (подготовительная логопедическая группа)
Ф.И.О. педагога: Тиханова Маргарита Ивановна
Тема самообразования: « Речевое развитие детей дошкольного возраста у детей логопедической группы посредством кинезиологии»
Актуальность.
Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для данного контингента воспитанников характерны:
- системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность,
артикуляционная моторика, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы,
- незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),
- расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.
И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
Также у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются:
- в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;
- в затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
- в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
- в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности, застревании на одной позе.
Часто нарушается четкость кинестетических ощущений.
Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Специалисты (Е.И. Аркин , Н.А. Берштейн) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию речи.
Основная цель применения кинезиологических упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи – это активизация развития речи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
В своей работе использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, разделила их условно на три функциональных блока:
1 блок. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
2 блок. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3 блок. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
1. Обогащение предметно-развивающей среды
- Разработка картотек «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения»
- Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»
2. Взаимодействие с дошкольниками
- Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
- Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».
3. Взаимодействие с родителями и педагогами
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов: «Что такое – кинезиология?», «Кинезиологические упражнения – это просто и весело».
- Стендовая информация «Кинезиология для детей».
- Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?»
- Мастер-класс «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»
4.Ожидаемый результат
- Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
№п/п | Задачи | Содержание работы / мероприятия | Дата | Результат / выход |
1 | Организация работы по теме самообразования | Поиск и составление списка литературы по теме самообразования | сентябрь – декабрь | Провести анализ методической литературы по теме, изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики |
2 | Систематизировать методический материал по теме самообразования | Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме. Подбор игр и упражнений по теме самообразования | в течение года | Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов; повышение педагогической компетентности по данному вопросу. Составление картотеки игр и упражнений по использованию мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР |
3 | Подбор параметров для проведения мониторинга детей | Проведение мониторинга. Подбор и изготовление наглядного материала | ||
4 |
| январь-май | Конспекты организованной образовательной деятельности с включением кинезиологии. | |
5 | Ознакомление родителей с кинезиологическими упражнениями. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада |
| Февраль - март | Формирование представлений родителей о кинезиологии. Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии. |
6 | Обобщение и распространение опыта по теме самообразования | Консультация - презентация для педагогов: «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» | по согласованию | Выступление на педагогическом совете/семинаре |
7 | Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем». | апрель | Ознакомление родителей с результатами работы по развитию кинезиологических способностей. | |
8 | Подведение итогов работы по развитию речи. | Анкетирование родителей | май | Сбор информации о семейном воспитании детей. |
9 | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. | май | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»
В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;
Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Практическое пособие. – М.: Аркти, 2008. – 60 с. Сиротюк А. Л.
Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 41с. П.Деннисон, Г. Деннисон
«Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997.
Интернет ресурсы
Анализируя работу с детьми в течение года видны следующие результаты:
∙ снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
∙ улучшились навыки самообслуживания;
∙ развивается устная речь;
∙ формируется логическое мышление;
∙ улучшаются коммуникативные навыки;
∙ улучшаются внимание, память, воображение.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Эти дети успешно обучаются в первом классе.
По опросам педагогов в школе, наши выпускники, прошедшие со мной эту методику учатся в школе хорошо. Учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей.
Дети, применяющие упражнения стали смышленее и любознательнее.
У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды.
Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками.
План самообразования педагога
на 2020 - 2021 г. (старшая логопедическая группа)
Ф.И.О. педагога: Тиханова Маргарита Ивановна
Тема самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи».
Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.
Цель работы по самообразованию:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
3. Повышение профессиональной компетентности.
4. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Задачи:
Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами воспитания детей.
Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Пополнить педагогическую копилку новой информацией.
Ожидаемый результат
• Снижение тревожности детей
• Повышение стрессоустойчивости организма
• Высокая способность к произвольному контролю
• Развитая координация движений, точное выполнение движений
• Высокая познавательная активность
• Развитые память, внимание, творческое мышление
Взаимодействие с дошкольниками
• Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.
• Включение кинезиологических упражнений в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Создание игровых ситуаций.
№ п/п | Задачи | Содержание работы / мероприятия | дата | Результат / выход | |
1 | Подобрать и изучить литературу по проблемному вопросу. Определить алгоритм выполнения кинезиологических технологий по вышеуказанной программе. | Диагностика исходной ситуации. Разработка методики, реализации программы, согласование ее с администрацией ДОУ. Разработка показателей мониторинга по использованию развивающей кинезиологической программы. | Сентябрь декабрь | Создание программных документов. Обеспечение готовности группы к реализации программы методами кинезиологии. Обсуждение и утверждение программы « Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи». Прогноз ожидаемых результатов. | |
2 | Создать условия, необходимые для реализации программы методами кинезиологии. Апробировать комплексы упражнений развивающей кинезиологической программы. | Создание условий, обеспечивающих эффективность применения кинезиологических упражнений. Установление взаимодействия с родителями по закреплению сформированных навыков. Реализация развивающей кинезиологической программы. Вовлечение специалистов детского сада (музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, педагога – психолога) в единую деятельность по реализации программы. | В течении года | Улучшение уровня развития способностей детей: памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики. Максимальное снижение уровня дезадаптации детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ и на перспективу в школе. Систематическая проверка результативности. Своевременная корректировка программы. | |
3 | Обеспечить мониторинг использования развивающей программы Обобщить результаты. | Организация текущего и итогового контроля (мониторинг). Своевременная коррекция и регуляция реализации программы на основе полученных данных. Сбор и обработка показателей. Обобщение результатов инновации. | Январь - май | Оценка текущего и итогового состояния познавательных психических процессов у детей: мышления, памяти, внимания, речи. Формулировка заключения о результатах реализации программы. Анализ результатов. Обобщение опыта. | |
4 | Обобщение и распространение опыта по теме самообразования | Консультации «Образовательная кинезиология», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни» | По согласованию | Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии. | |
5 | Систематизировать материал по теме самообразования | Создать картотеку по пальчиковым играм, упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, упражнениям на координацию речи с движением, играм на развитие слухового внимания; | Сентябрь - октябрь | Картотека игр, упражнений. | |
6 | Подобрать цикл сказок - презентаций по кинезиологии. | ноябрь | Презентации сказок по кинезиологии. | ||
7 | Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада | Консультация для родителей: «Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома» | Январь - март | Текст консультации | |
8 | Подведение итогов работы по развитию речи. | Анкетирование родителей
Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. | Апрель - май | Сбор информации о семейном воспитании детей. | |
9 | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;
Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2000.
Д/в №6/2007 « О сотрудничестве старших дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
план самообразования педагога
план самообразования педагога...
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...