Психолого - педагогический проект в младшей группе "Азбука эмоций"
проект (младшая группа)

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Азбука эмоций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Азбука эмоций"29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный психолого-педагогический проект

«Азбука эмоций»

Тема проекта:

Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций.

Срок реализации проекта: с 24 по 28 октября 2022 г

Актуальность

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Азбука эмоций»

Участники проекта:

  • дети младшей группы;
  • педагог-психолог Машкина Н.С.
  • воспитатель  
  • родители

Цель проекта – знакомство младших дошкольников с основными эмоциями: радость, грусть, испуг.

Задачи:

  • обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
  • познакомить детей с основными эмоциями: радостью, грустью, испугом;
  • развить умение слышать, видеть, чувствовать и переживать различные эмоциональные состояния;
  • обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;                                                                                                                            
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;                                                                                                                    
  • обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.

Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие».

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.

Продукт проекта:

  • Оформление в группе уголка настроений
  • Конспект НОД «Уголок настроения»
  • Конспект НОД «Азбука эмоций»
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ
  • Фотоколлаж
  • Консультация для родителей: «Роль эмоций в формировании личности ребёнка-дошкольника»

Этапы проектной деятельности.

I этап – подготовительный

Содержание:

  • Изучение методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
  • Разработка игры- занятия с детьми.
  • Подготовка предметно-пространственной среды (оформление в группе уголка настроений)
  • Беседы, консультации с родителями.

II этап – практический

Содержание:

  1. Проведение игры- занятия с детьми.

Игра-занятие по социально-эмоциональному воспитанию детей младшей группы «Азбука эмоций»

Цель: учить детей различать веселое и грустное настроение, стимулировать внимание детей.

Материал:

Картинки с изображением паровозика, колобки с эмоциями радости, грусти, испуга; изображения героев из стихотворений Барто – мишка, зайка, бычок, кукла, моряк, лошадка.

Игрушки: кукла Таня, мяч, кукла-матрос, кораблик, лошадка, гребень, бычок, дощечка, зайка, плед, мишка, набор доктора.

Ход занятия

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами будем кататься на волшебном паровозике, которого зовут Букашка. Он очень добрый и веселый.

Давайте все дружно ему улыбнемся и займем места в вагончике.

Паровоз едет под песенку «Паровозик Букашка».

Психолог: А вот и первая остановка станция «Радость». Детки, а вы знаете, что на этой станции живут разные герои. Давайте послушаем стихотворения о каждом.

Воспитатель читает стихотворения А. Барто:

1. Кораблик

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

-Прокати, капитан!

2. Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Психолог: Скажите мне, они какие грустные или веселые?

 (рассматривают картинки с героями, называют настроения героев).

 Дети называют персонажей, которые веселые.

Воспитатель: Ой ребята, а давайте позовем наших героев с собой путешествовать?

Дети берут героев с собой в вагончик.

Включается песенка «Паровоз-Букашка».

Психолог: Стоп! У нас еще одна остановка - станция «Испуг». Давайте посмотрим, кто у нас тут живет?

Воспитатель читает стихотворение А. Барто:

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Психолог: Ребята, смотрите как бычок испугался! Давайте ему поможем? Ну-ка, мальчишки и девчонки, подержите досочку, чтоб бычок смог спуститься с нее. Обрадовался бычок – покажите, ребята, как бычок радуется - улыбается? (дети улыбаются)

Молодцы, возьмем бычка с собой?

Дети берут в вагон с собой бычка и едут дальше под песню.

Психолог: Следующая станция «Грусть»! Ребята, давайте посмотрим, а кто же живет на этой полянке?

Дети выходят из вагончиков и осматриваются.

Воспитатель читает стихотворения А. Барто:

1. Зайка:

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейка слезть не смог,

Весь до ниточки промок!

2. Мишка:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

3. Мячик:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Психолог: Ребята, скажите, какие наши герои: грустные или веселые – какие они грустные, покажите (показываем вместе с детьми эмоцию «грусть») А давайте мы с вами их развесели. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Как помочь Тане? (достать мяч). Что пришить Мишке? (лапу). А зайчик промок и замерз, его надо (согреть и просушить).

Психолог: Дети, какими были герои на этой станции? (грустными). А какими они стали сейчас? (веселыми). Какие вы молодцы! Вы сделали доброе дело - развеселили героев. Если все наши герои улыбаются, наше путешествие подходит к концу, и мы можем забрать наших новых друзей в детский сад! Дети садятся стульчики и под песенку «паровозик Букашка», выполняя задания из песенки (топают, хлопают, прыгают, танцуют), «приезжают» в детский сад.

  1. Оформление в группе уголка настроения и знакомство детей с ним.

Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия необходимо создать в группе «Уголок настроения» и познакомить детей с ним.

Задачи создания «Уголка настроения»

  1. Контроль и регулирование сотрудниками ДОУ эмоционального состояния ребенка.
  2. Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  3. Научить ребенка понимать своё настроение и настроение другого ребенка (радость, грусть)
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание между детьми в группе.

Требования к уголку настроения

  1. Уголок настроения должен находится на уровне глаз ребенка.
  2. Уголок настроения должен соответствовать требованиям СанПин (возможность обработки объектов уголка).

Игра-занятие «Уголок настроения»

Цель: познакомить детей с уголком настроения и работе с ним

Материал:

Уголок настроения, картинки с изображением радостного и грустного лица, карточки с изображением солнышка(радость), облачка (грусть)

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, дети! Я так рада вас сегодня видеть. Мне почему-то становится радостно, когда я прихожу к вам в гости. А когда ухожу, мне становится немножко грустно. Как вы думаете, почему так происходит?

Дети (совместно с воспитателем): Вам весело у нас в гостях.

Психолог: Точно. А давайте поиграем, посмотрим в зеркало. Смотрите на мое лицо внимательно – я сейчас радуюсь (улыбается, совместно с детьми обсуждает свою эмоцию радость). А давайте вместе порадуемся, порадуемся! Молодцы!

А теперь грущу, покажите-ка мне как грустные вы можете быть (дождик идет и не можем пойти погулять грустно!)

Дети (совместно с воспитателем и психологом) соответственно улыбаются, строят грустную гримасу, хмурятся перед зеркалом

Итак, какие эмоции мы с вами показывали, повторим?

Дети (совместно с воспитателем): Радость (улыбаемся с детьми), грусть (строим грустную гримасу)

Психолог: Смотрите, ребята, что я вам принесла. Это «Уголок настроения». Кто мне скажет, какие настроения здесь изображены?

Дети (при помощи воспитателя): грустное - тучка, весёлое - солнышко

Воспитатель: Этот уголок мы повесим с вами в группе. Чтобы показывать, какое у вас настроение, если веселое - то солнышко, если облачко – то грустное!

Психолог: у меня радостное настроение поэтому я хочу к солнышку

Воспитатель раздает детям их фотографии

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы вместе повесим свои фотографии в наш Уголок настроения! У всех радостное настроение!

III этап – заключительный

Содержание:

  • Оценка эффективности реализации проекта.
  • Анализ проведенной работы.
  • Методическое оформление результатов проекта.
  • Распространение опыта работы.

Список литературы.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб. :Речь, 2008.

2. О. А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера. 2007.

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Коррекционно-развивающие игры. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) 2 младшая группа

Содержание организованной образовательной деятельностиОбеспечение интеграции образования (образ.области)Этапы занятия1-я неделя2-я неделя3-я неделя4-я неделя Физическая культура: разви...

Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.

Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...

Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"

Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...

Психолого-педагогические особенности детей младшей группы

Психолого-педагогические особенности детей 3-4 летнего возраста....

Проект для младшей группы " Азбука пешехода"

Проект для детей младшей группы «Азбука пешехода» Название проекта«Азбука пешехода».Кол- во участников25 человек, дети мл. гр., воспитатели, родители.Дата реализации проекта. «Неделя безопас...

Конспект Песочная арт-терапия психолого-педагогическая поддержка детей младшей группы мдоу

Открытый показ психолого-педагогической поддержки детей младшей группы МДОУ. Цель: Раскрытие ресурсов у детей в возрастном кризисе 3-х лет. Развить положительные взаимоотношения и принятие других...

Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей группе «Азбука безопасности»

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о правилах безопасного поведения дома и на улице.Цель: Формирование знаний детей о правилах безопасного поведения в доме и на улице...