"Формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Быстрановская Валентина Михайловна

Рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_vospiitannosti.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

«Формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание — неотъемлемая часть общей культуры дошкольника, оно необходимо, чтобы подготовить детей, готовящихся к поступлению в школу основам экологической культуры, умению ценить окружающую среду и иметь активную роль в вопросах, так или иначе касающихся сохранения экологического баланса и соблюдения экологических принципов на локальном, микросоциальном уровне.    

    Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. При формировании гуманного отношения к природе, необходимо помнить следующее: важно донести до детей, что человек и природа тесно связаны друг с другом, поэтому забота о природе — это, прежде всего, забота о самом себе, о своих близких и всех окружающих. Если правильно сформировать у ребёнка представление о важности защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, то в более зрелом возрасте эти ценности будут служить основой для нравственного развития личности.

 С. Н. Николаева  пишет, что в экологическом воспитании содержатся две составляющие личностно-ориентированного развития ребёнка.

Во-первых, это совокупность ценностных аттракторов — значимых ценностей, которые способствуют бережному отношению не только к природе как к окружающей среде, но и в более широком смысле — к жизни, во всех её разновидностях.

Во-вторых, экологическое воспитание способно оказать влияние на ментальность подрастающего человека, сформировать социокультурные черты, присущие гражданскому обществу. Можно сказать, что экологическое воспитание — мост между миром природы и миром человека и общества.

При правильной регулировке экологического воспитания в контексте общего направления образовательного процесса педагогом, дети легче воспринимают информацию, легче запоминают количество предметов, а также их качественные и функциональные характеристики. При этом, для соблюдения принципа наглядности педагог может использовать специальные технологические средства. Здесь следует оговориться о том, что непосредственно для развития у детей полноценного экологического воспитания педагог не должен жертвовать запланированной программой занятий, а лишь ненавязчиво дополнять их. Для освещения глобальных проблем экологии можно выделить отдельный день, приуроченный к какому-либо событию или мероприятию. В данном контексте целенаправленный процесс обучения подразумевает работу над ошибками (нарушениями норм экологического воспитания на глобально и локальном уровнях), как детьми, так и педагогом, разбор причин, по которым они допускались. При этом самостоятельная работа детей вне занятий в саду по углублению и расширению знаний экологического характера. должна постоянно сопровождаться личностными и социальными стимулами, но так, чтобы стимул не стал первоочередной целью выполнения самой работы.

 Именно такая динамика позволяет максимально успешно вести воспитательную работу не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволит детям, вырасти в благоприятной среде. Так же не помешают, а даже помогут занятия в образовательном учреждении с участием родителей, чтобы показать подрастающему поколению правильное, бережное отношение к окружающему на примере мам и пап. Это могут быть совместные игры, внутригрупповые занятия, мастер-классы и даже туристические походы. В рамках туристического подхода продуктивности восприятия можно добиться, благодаря близкому расположению к знакомому месту (к детскому саду), что поможет дошкольникам чувствовать себя спокойно в привычной для них обстановке, что, в свою очередь, даст больше возможности для концентрации внимания. Так же, запоминанию информации поспособствует небольшое разнообразие растительности. Во время прогулки можно в сказочной форме рассказывать про пользу каждого дерева и его значимость не только для людей, но и животных.

Главное — заинтересовать ребёнка, выработать у него познавательный интерес и любознательность, затем — стимулировать и мотивировать его деятельность и познавательную активность . Стоит отметить, что проблема поиск «интереса» и стимула к познанию в экологическом разделе педагогике не нова. Она заключается в том, чтобы приблизить ребёнка к авторитету — к педагогу и научению, делая обучение для ученика желанным, а экологическое воспитание — максимально приближенным к его классической форме. Ведь без столь полезной потребности, как интерес к окружающей среде, немыслимо благополучное формирование и дальнейшая познавательная деятельность ребёнка по данному направлению в принципе.

Таким образом, экологическое воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. В систему ДОУ, по утверждению многих современных отечественных психологов и социологов экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития ценностной системы у ребёнка, только освещая все проблемы природы и её взаимосвязи с обществом в столь раннем возрасте можно добиться уважительного отношения к окружающей среде, к природе и жизни во всех её проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониман...

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....

Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Характеристика основных методов,приемов и средств по формированию экологической воспитанности у старших дошкольников, которая будет полезна воспитателям ДОО....

Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная систем...