Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ
статья

Тунгаланова Баирма Дамдинцыреновна

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 53

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ

           Тунгаланова Баирма Дамдинцыреновна,

учитель - логопед МБДОУ

Амитхашинский детский сад «Номин»

        

Данная статья посвящена проблеме детей с нарушениями речи. Автор использует в своей деятельности нетрадиционные методы и приемы, компьютерные технологии для повышения мотивации детей-логопатов к коррекционным занятиям.

Я работаю в сельском детском саду «Номин» Агинского района общеразвивающего вида, который посещает 102 ребенка. По результатам первичного логопедического обследования 70% детей от 4 до 7 лет имеют речевые нарушения. В настоящее время в логопункт зачислены 20 детей, в резерве состоят 23 ребенка. В основном у большинства детей отмечается фонетико-фонематическое нарушение речи, нарушение лексико-грамматического строя речи.

За период своей логопедической практики я отслеживаю статистику, что число детей с нарушениями речи увеличивается с каждым годом. Изучая исследования отечественных ученых, о которых указывала выше, передо мной стала задача поменять траекторию работы коррекционной деятельности по разнообразию нетрадиционных приемов и методов. Задумалась о том, как доступно и результативно преподнести детям изучаемую тему, тот или иной материал. Какие современные компьютерные технологии применить для развития и совершенствования всех компонентов речевой системы, развития мышления, памяти, внимания, воображения, повышения интереса к коррекционным занятиям.  

В связи с этим поставила перед собой задачу: использование компьютера и использование современного мультимедийного оборудования в своей деятельности, чтобы поддержать у детей познавательную активность, уменьшить утомляемость и повысить эффективность логопедической службы. В логопункте имеются компьютер, ноутбук, которые имеют доступ к интернету. Приобрели интерактивные пособия, направленные на развитие звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи, а также на развитие психических процессов.

В настоящее время современные компьютерные технологии занимают особое место в образовательном процессе в целом, в том числе и в логопедическом. ИКТ повышают мотивацию детей к занятиям, обогащает деятельность, появляется возможность использования большой наглядности при проведении занятий.  Но в то же время, использование ИКТ требуют соблюдение условий для сохранения здоровья детей и соблюдения СанПиНов. По СанПиНу прописано то, что занятия проводятся только в присутствии логопеда, который несет ответственность за безопасность ребенка. Для занятий оборудован специальный кабинет. Для поддержания оптимального микроклимата и улучшения состава воздуха помещения проветриваются и делается влажная уборка до и после занятий. После занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.

Использование информационно-коммуникационных технологий решает следующие задачи:

- повышение мотивации детей к занятиям;

- активизация познавательной деятельности;

- осуществление индивидуального подхода;

- развитие активности, мелкой моторики рук, самоконтроля;

-  развитие и координация внимания и памяти;

- обеспечение на занятиях психологического комфорта;

- формирование и развитие звукопроизношения,

-развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и связной речи.

Как говорил великий русский педагог, писатель К.Д. Ушинский «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни …», так и я пробую, совершенствую в своей педагогической деятельности новизну, используя современные компьютерные технологии. Занятия с использованием интерактивных программ становятся эмоционально окрашенными, привлекательными для детей, богатым наглядным пособием и демонстрационным материалом. В целом, способствует на результат коррекционных занятий.

В развитии компонентов речи дошкольников использую развивающие и обучающие игры компании «Мерсибо», направленные на развитие коммуникативной сферы ребенка. Одной из этих игр является «Звукареку», где содержится 25 игр и упражнений по постановке и автоматизации «трудных звуков». Набор интерактивных игр и упражнений направлен на коррекцию звукопроизношения у детей. Наглядно и эффективно игры помогают провести все этапы артикуляционной гимнастики и добиться правильного произношения звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Ч.

В наборе 6 игр на постановку звуков и 19 игр на отработку поставленных звуков в слогах, словах, фразах, чистоговорках и грамматических заданиях. Удобно напечатать картинки-раскраски, что позволяет развитию мелкой моторики рук и продолжить закрепление материала на домашних занятиях с родителями.

Использование интерактивных игр способствуют повышению интереса детей и эффективности занятий. Игра длятся не более 2-3 минут, решая при этом конкретную педагогическую задачу. Помогает заинтересовать ребенка и повышает вовлеченность на занятиях за счет нового формата.

Также, активно использую программу «Генератор логопедических заданий», где можно приготовить индивидуальное домашнее задание за короткий промежуток времени. Программа содержит набор готовых шаблонов с заданиями на постановку и автоматизацию звуков, что позволяет быстро подобрать нужный материал для конкретного ребенка.

В этой программе содержатся упражнения для закрепления гласных первого и второго рядов, постановки и автоматизации звуков, дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков. А также для развития звукобуквенного анализа слов, артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Имеются шаблоны для собственных заданий. Можно самостоятельно комбинировать в любом порядке, при этом вставляя свои указания. Готовые шаблоны возможно напечатать или сохранить в форматах docx или pdf. Задания можно напечатать и/или отправить на электронную почту родителям. Все эти изменения сохраняются и доступны в любое время для печати.

Для определенной коррекционной задачи можно подобрать разные уровни по сложности, учитывая индивидуальные возможности и способности детей. Удобно то, что задания рассчитаны на работу с родителем. Например, взрослый читает задание, а ребенок отвечает, повторяет, рисует или раскрашивает. Задания на развитие фонематического слуха также разнообразны. Например, звук нужно услышать и хлопнуть в ладоши, определить звук в начале или в конце слова, придумать слово на заданный звук или выделить определенный слог и т.д. Вся информация, которая вносится, хранится на компьютере.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии повысили мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий, эффективность обучения, улучшили обработку изучаемого материала. У детей обогатился пассивный словарь и расширился активный словарь. Использование ИКТ оказывает положительное влияние на развитие самостоятельности, усидчивости, творческого воображения, познавательную деятельность. Дети с радостью и желанием идут на логопедические занятия, а это приятно. Когда детей ждет привлекательная обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, игровые дидактические пособия, тогда и дети заинтересовываются и открыто идут на диалог. С применением компьютерных технологий проводятся родительские собрания, для детей - праздники, оформляется документация, информационный уголок для родителей.

Список литературы

1.Использование ИКТ в работе логопеда. [Электронный ресурс].

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/26/ispolzovanie-ikt-v-rabote-logopeda

2.ИКТ в работе логопеда. [Электронный ресурс].  https://logopedprofiportal.ru/blog/893416

3.Прокудина В.В. Интерактивные средства обучения в формировании коммуникации у детей с ТНР. Журнал Логопед. 2019. № 1. С. 30-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование коррекционно-логопедических электронных программ на занятиях учителя - логопеда.

В статье рассказывается о целесообразности и принципах использования на занятиях коррекционно-логопедических электронных программ "Игры для тигры" и "Учимся говорить правильно"....

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...