«Нетрадиционное рисование, как способ приобщения детей к искусству»
консультация

Оберемко Елена Анатольевна

Познакомить со значением нетрадиционного рисования , его роли в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Нетрадиционное рисование, как способ приобщения детей к искусству»

Воспитатель:

                                                                                           Оберемко Е.А.

«Нетрадиционное рисование, как способ приобщения детей к искусству»

        Цель :

Развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников, формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3. Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

7. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

8. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

9. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

10. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Возраст дошкольников – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети рисуют, но у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Одному ребенку нужно помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение к процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными техниками.  

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции.

Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны.  

 Нетрадиционные методы рисования, позволяют детям разнообразить изобразительную деятельность, самовыразиться, получить удовольствие от процесса рисования и порадоваться результатам своего труда. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для дошколят новым и интересным средством познания окружающего мира.  

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисовать можно, как индивидуально, так и коллективно. Рисование в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно :

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Существует большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования, вот некоторые из них:

с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

рисование пальчиками;

рисование ладошками;

печать из ниток;

печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

отпечатки-картинки;

печать пластилином;

масляная пастель + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные ниточки;

монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

рисование солью;

кляксография;

пластилинография;

граттаж;

фроттаж.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

 Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Источники:

https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/11/19/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-vidy-tehniki

https://multiurok.ru/files/netraditsionnye-tekhniki-risovanie-kak-sredstvo-pr.html

http://btopolek.krn.prosadiki.ru/media/2019/05/13/1261933986/5.pdf

А.В. Никитиной  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»

Фатеева без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004

Цыкунова, Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте,  как способ приобщения детей к искусству. Цель:- создание комфортного психологического микроклимата в группе, положительного эмоцио...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству»

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает дете...

План-конспект занятия по инновационным педтехнологиям в изодеятельности (нетрадиционные техники рисования (граттаж) как способ приобщения дошкольника к искусству.) на тему "Северное сияние"

Выявление и развитие творческих способностей у детей средней группы, путем проведения занимательных занятий. Углубление представления детей о диких животных Севера, явления «Северное с...

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционное рисование как способ приобщения дошкольников к искусству».

Любой счастливой мысли появленье,И дерзость строк, пришедших неспроста.Все возникало с чувства удивленья,Все начиналось с чистого листа. М. Матусовский...

Консультация для педагогов « Нетрадиционное рисование, как способ приобщения дошкольников к искусству»

laquo; Нетрадиционное рисование, как способ приобщения дошкольников к искусству» Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего явля...

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционное рисование как способ приобщения дошкольников к искусству».

Любой счастливой мысли появленье,И дерзость строк, пришедших неспроста.Все возникало с чувства удивленья,Все начиналось с чистого листа. М. Матусовский...