Опыт работы "Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
материал

Терегулова Гузель Халилевна

"Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rechevom_razvitii.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 с. Серафимовский муниципального района

Туймазинский район  Республики Башкортостан

Проект на тему:

 «Использование игровых технологий в речевом развитии дошкольников»

Подготовила: Терегулова Г.Х.

воспитатель.

2021г.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Понятие «игровые  технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Для того, чтобы выявить проблемы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ проводится  диагностика. В 2017-2018 учебном году у 11% детей  речевое развитие не сформировано.

Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию всех компонентов речи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий с помощью различных форм, методов и приемов.

Данный опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования различных игр: дидактических игр и упражнений, словесных, развивающих, пальчиковых игр, подвижных игр с текстом, хороводных игр, игровых ситуаций, игр-путешествий, игр-драматизаций, игр-инсценировок, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка, его успешной социализации и развитию культуры общения.

Целью педагогического опыта является формирование интереса к процессу обучения, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

- использование игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в образовательной, в совместной, а также в самостоятельной деятельности детей;

 - реализация личностно-ориентированного подхода как важного условия эффективности процесса обучения;

- повышение качества проведения ООД на основе внедрения игровых технологий;

- интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;

- повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с  посредством игровой деятельности.

Одним из эффективных средств развития интереса к образовательному процессу, наряду с другими методами и приемами, являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а, следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место по развитию речи дошкольников педагоги уделяют дидактическим играм и упражнениям. Дидактические игры, которые проводятся во время ООД, применяются и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний.

В группах созданы необходимые условия для речевой практики детей: организован центр «Книга – наш друг», который оснащен необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями и т.д. Центр активности пополнен картотеками по образовательной области «Речевое развитие».

Созданные в групповых комнатах речевые центры, предусматривают возможность создания содержательной и разнообразной игровой деятельности, учитывает личностно-ориентированный подход. Во время свободной деятельности дети могут также найти для себя увлекательное занятие, используя имеющийся игровой материал: организовать знакомые словесные, хороводные, развивающие игры, выполнить игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, игровые упражнения на развитие графо-моторных функций, рассмотреть тематические альбомы, наборы предметных, сюжетных картинок, иллюстраций в соответствии с тематикой образовательной деятельности.

В этом учебном году в нашем детском саду открылась дополнительная платная образовательная услуга «Логопедия». Педагог-логопед активно использует дидактический материал, решая основные задачи по формированию звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, четкой артикуляции звуков, фонематического слуха, правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. Детям оказывается помощь в овладении правильным речевым дыханием, умением пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, в формировании спокойного темпа и интонационной выразительности речи.

Также педагоги в своей деятельности используют пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому важно включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

     Игры – манипуляции. Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения - к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой - ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Развитие речи также напрямую связано с движениями. Поэтому ФГОС ДО включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую.  Используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вызывает эмоциональный отклик у детей;

Игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно.

Игры-драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Вся работа по речевому развитию проводится в тесном сотрудничестве с родителями, их педагогическое просвещение в речевом развитии осуществляется в определенной системе. Используются средства обратной связи: опросы, анкетирование родителей («Развитие связной речи»). Организуются групповые родительские собрания, проводятся консультирования: индивидуальные беседы, рекомендации, консультации. Пользуются популярностью у родителей наглядная информация в виде буклетов, информация на стенде «Для Вас, родители».

Результаты диагностики в этом учебном году показали, что положительные результаты достигнуты благодаря ежедневной развивающей деятельности, использованию игровых технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Наблюдается развитие всех компонентов устной речи детей, связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Так же в ходе наблюдений было отмечено, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.  

Новые формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Таким образом, в результате систематического использования игровых технологий у детей повысился интерес к ООД, дети готовы к школе, отзывы родителей и учителей положительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников

При решении проблемы  развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные тра...

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом   развитии дошкольников.Консультация для воспитателей и презентация...

для Аттестации -2020 "Опыт работы по познавательно-речевому развитию дошкольников"

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире.Хорошая речь – ...

Педагогический опыт. "Игровые технологии в физическом развитии дошкольников"

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физическог...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...