Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников
    учебно-методический материал по теме

    Браун Наталья Владимировна

    При решении проблемы  развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.

    Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные традиционные и нетрадиционные  здоровьесберегающие технологии.

    На главную страницу 

    Методичекая копилка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников.

    При решении проблемы  развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.

    Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные традиционные и нетрадиционные  здоровьесберегающие технологии, представленные в схеме.

         

    Двигательная активность

    Многочисленными исследованиями психологов и физиологов доказано влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности на развитие речи. Исходя из выше сказанного, я стараюсь  соблюдать двигательную активность детей в течение всего дня: ежедневная утренняя гимнастика (в теплый период на свежем воздухе),  гимнастика пробуждения (с элементами массажа  и закаливающими процедурами), спортивные игры на свежем воздухе, физкультминутки, подвижные игры, организация спортивных мероприятий. Во время организации двигательной активности детей использую нетрадиционные виды движений и упражнений: танцевально-ритмических, лого-ритмических, оздоровительных, индивидуальных и выполняемых в парах, дыхательных, с элементами массажа, а также упражнения, соединяющие в себе речь и движения.

    Бодрое настроение, заряд энергии, полученные на зарядке, помогают ребятам справиться с любыми сложностями, возникающими в течение дня. Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Обязательно использую физкультурные паузы - перерывы между организованной деятельностью, во время которых проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений.

    Большую роль в организации двигательного режима детей моей группы играют подвижные игры, направленные на совершенствование работы различных органов и систем. Важное место в двигательном режиме занимают пальчиковые игры и игровой массаж.

    Хороший эмоциональный стимул, спортивный азарт создают не только привычные физкультурные праздники и развлечения, но и участие группы в разнообразных соревнованиях. С целью обогащения двигательной активности я систематически обновляю физкультурно-игровую среду.

    Самомассаж

    Дошкольники могут  его выполнять самостоятельно. При регулярном  массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления  я использую комплекс, который  включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: су-джок терапию; аурикулотерапию; система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским ученым  Йосиро Цуцуми (массаж ладонных поверхностей каменными или  металлическими разноцветными шариками «марблс» и др.).   Комплекс упражнений (Приложение№1).

    Дыхательная гимнастика

    Самомассаж всегда начинаем с упражнений над дыханием. Работая с детьми над правильным дыханием, я использую комплекс дыхательных упражнений, который находится в приложении №2. Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

    Ароматерапия

    Одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, является ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления организма.  Вдыхание ароматических веществ положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Кроме того эфирное масло благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы и нормализует сон, что так необходимо нашим малышам. Прежде, чем ввести данный метод оздоровления, я провела анкетирование родителей, для выявления детей с аллергией на тот или иной аромат. Далее воспользовалась  ароматами, на которые ни у одного ребенка нет аллергии.

    Музыкотерапия

    В сочетании с ароматерапией применяю музыкотерапию.  По мнению древних китайцев, музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. В своей работе я использую музыкотерапию,  как вспомогательное средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств и при коммуникативных затруднениях.

    Применение данных технологий в комплексе даёт положительные результаты: у детей повышается двигательная активность; улучшается звукопроизношение; возрастают показатели двигательной памяти, фонематического слуха и восприятия, грамотности и выразительности речи; а главное – улучшается состояние здоровья детей.

    Приложение №1

    Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су — Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Актуальность использования массажера  Су — джок  в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Задача

    Описание

    Название или пример игры

    1.Массаж Су – Джок шарами.

    Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

    Я мячом круги катаю,

    Взад - вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

    Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

    Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

    Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

    Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша,    (средний)

    Этот малыш-Антоша, (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

    Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

    Эта малышка-Маша,   (средний)

    Эта малышка-Даша,   (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа.   (мизинец).

    Ходит ежик без дорожек,

    Не бежит ни от кого.

    С головы до ножек

    Весь в иголках ежик.

    Как же взять его?

    4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

    Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

    «Один-много»,  «Назови ласково», «Скажи наоборот».

    5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

    На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

    «Ловко с шариком играем и предлоги называем».

    6. Использование шариков для звукового анализа слов

    По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

    Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

    7. Использование шариков для слогового анализа слов

    Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

    Упражнение «Раздели слова на слоги».

    Аурикуло терапия.

    Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма

    Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину. Нажнём пальцами на "волшебные" точки.

    Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

    • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
    • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
    • Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
    • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.

    Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления.  Путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц,  и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

    Приложение №2

    Упражнения для дыхания  полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.

    Правила выполнения:

    1. Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

    2.  Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

    3.  Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

    Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, на прогулке.

    Упражнение

    Исходное положение.

    Выполнение.

    «Подготовительное»

    Стоя, сидя или лежа.

    Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

    «Воздушный шарик»

    Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.

    Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки  ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох —  ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

    «Окно и дверь»

    Встать ровно, выпрямиться.

    В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

    «Часы»

    Стоя, ноги на ширине плеч.

    Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

    «Веселый петушок»

    Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.

    Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

    «Обдуваем плечи»

    Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

    Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку.  Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох»,  голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох»,  голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

    «Насос»

    Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

    Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

    «Потягушеч ки»

     Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх

    На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

    «Едет-едет паровоз»

    Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

    «Горнист»

    Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.

    Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

    «Дерево на ветру»

    Сидя на коленях или на пятках.

    Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.

    «Бегемотик»

    Сидя на коленях или на пятках.

    Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника

    Проект " Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника" включает в себя практический материал который можно использова...

    Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по речевому развитию в средней группе «Лунтик в гостях у ребят»

    Конспектобразовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий  по речевому развитию в средней группе «Лунтик в гостях у ребят»...

    Роль здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Формирование речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошколь...

    Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

    Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...

    Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей.

    здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного...

    Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитиии-важном факторе в формировании физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ.

    Формирование физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ, посредством использования здоровьесберегающих технологий в речевом развитии....