Влияние логоритмики на двигательную активность дошкольников.
консультация (старшая группа)

Консультация из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние логоритмики на развитие двигательной активности детей                    дошкольного возраста.

Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни -это  красивая речь и свободное движение под музыку.  И ребенка этому можно научить.                                        А.И. Буренина

На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. В ДОУ поступают дети с   нарушениями различных компонентов речи и двигательных функций. Одним из методов эффективного развития физических качеств и преодоления речевых нарушений является логоритмика.

Логоритмические занятия помогают  заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Логоритмика  также позволяет использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе. Активизировать речь детей, избежать усталости и переутомляемости.  Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Что же такое логоритмика?

Логоритмика - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка  дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание  эмоционально - волевых качеств личности.

Наши занятия с детьми с использованием элементов логоритмики имеют большую актуальность при развитии и коррекции их психомоторного качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого развития. И все это можно отнести к коррекционным задачам.

Если нет возможности проводить отдельно логоритмическое занятие, то элементы логоритмики могут включать в обычное занятие воспитатели, инструктор по физкультуре, что сделает коррекционную работы также эффективной.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба, перестроения и ориентирование в пространстве, упражнения с речевками. Вводная часть способствует положительному настрою и повышению двигательной активности детей.

В основную часть включается лексическая тема. Подбирается общеразвивающие упражнения в соответствии с календарно-тематическим планированием. Подбираются стихи, так чтобы соотнести ритм стихотворной строчки с движением рук, ног, туловища.

В заключительной части используются игры малой подвижности со словесным сопровождением.

Занятия с элементами логоритмики  включать в себя  могут здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые игры;

- подвижные игры;

- различные виды гимнастик (дыхательные, зрительные, артикуляционные)и другие.

А также динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха

 Например:

«Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет,

«У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: с/ без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач

 «Елочка» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].

Наша елочка-краса         Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поднялась под небеса.        Останавливаются, тянутся рукам  вверх.

Стройная Красавица         Опять идут по кругу, взявшись за руки

Всем ребятам нравится.

“Медвежата”

 Мы веселые ребята

Наше имя-медвежата.

Любим, лазать и метать,

Любим, прыгать и играть

(ходьба, ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)

Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Упражнения разучиваются  поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить  ненавязчиво, в игровой форме. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Логоритмические занятия проводят педагог по развитию речи, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Занятие проводится 1 раз как обобщающее по лексической теме.  Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Педагог по физической культуре  проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части занятия, как правило, проводит педагог по развитию речи. Релаксацию может проводить любой специалист. Музыкальный руководитель может выполнять с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, или помогать коллегам, исполняя нужные мелодии. Занятие проводится на освоенном материале и не представляет сложности для детей. Дети должны получать удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки.  Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребѐнка. Это весело и интересно.   

    Необходимое  условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:Введение ……………………………………………………….Глава 1. Использование нетрадиционных методикпо физическому воспитаниюв работе с детьми дошкольного возраста1.1.Фитотерапия1.2.Дильфинотерапия1.3.Иппотерапия1...

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....

Консультация: "Двигательная активность дошкольника - как показатель его двигательного развития".

Правильная организация двигательного режима - удовлетворение естественных биологических потребностей детей в движении....

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики....

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....