ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка

Алевтина Павловна Голубкова

В   период   активных   преобразований   в   дошкольной   педагогике,   поиска гуманизации воспитательной работы с детьми,   построения  новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Можно даже сказать, что ребёнок – существо играющее. Играя – он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx81.2 КБ

Предварительный просмотр:

 АНО ДПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ"

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика»

Тема: «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

 

Дипломную работу  подготовил:

Лунгу Алевтина Павловна

Должность:

Воспитатель

Место работы: МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида»

Ноябрь 2020 г.

д Бегуницы, Волосовский р-н, Ленинградская область,

Российская Федерация

Оглавление

Введение        3

Основная часть        7

Глава I.        Игра и ее значение для развития личности ребенка        7

Глава II.        Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации        12

2.1        Этапы формирования игровой деятельности детей        12

2.2        Классификация и виды игр        16

2.3        Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ        25

2.4        Организация игровой деятельности в течение дня        29

2.5        Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей        33

2.6        Роль родителя как организатора и участника игры        37

Выводы (заключительная часть)        39

Приложение        40

Литература        42

Введение

В   период   активных   преобразований   в   дошкольной   педагогике,   поиска гуманизации воспитательной работы с детьми,   построения  новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Можно даже сказать, что ребёнок – существо играющее. Играя – он развивается.

Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её   статусом   в   дошкольном   детстве,   её   ведущей   ролью   в   познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.

Игра – важное средство развития способности к творчеству. Игра для ребёнка – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные   для   себя   законы:   избавиться   от   многих   житейских   сложностей, помечтать.   Сочетание   субъективной   ценности   игры   для   ребёнка   и   её общеразвивающего   значения   ставит   организацию   игровой   деятельности   в разряд приоритетных.

  Ученые   разных   стран  принимают  активные   попытки  интегрировать различные   подходы   к   игре,   пересмотреть   понятие   игры.   Сегодня,   когда появилась   возможность   знакомства   с   зарубежными   теориями,   не   следует забывать   об   отечественных   учёных   советского   периода,   которые   внесли огромный вклад в науку и практику дошкольного воспитания.

Известными учеными исследователями детской игры являютяс для нас А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Р. И., Жуковская,   Л.   В. Артемова,   С.   Л.   Новосёлова,   Е.   В.   Зварыгина,   Н.   Я. Михайленко и другие. Все они едины в том, что игра – это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности. «Игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ  усвоения общественного опыта» (Д.В. Менджерицкая).

В   дошкольной   педагогике   игра   рассматривается   как   средство познавательного   развития,   воспитания   определённых   качественных   и индивидуальных   способностей;   как   форма   организации   жизни   и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные   и   личные   интересы.   В   игре,   как   ведущей   деятельности, происходят  существенные  изменения   личности  дошкольника,   освоение   им общественных   ролей   и   связей,   нравственных   норм   поведения,   его интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Таким образом, малыш, как указывал   К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», играя в ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

По мнению Л.С.Выготского, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В.Ветрова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова Л.М.Кларина, B.И.Логинова, Н.Н.Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы ребёнка (Д.Б. Эльконин);

2)  развитие воображения, образного мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн);

3) морально нравственное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, П.А. Маркова).

Право играть зафиксировано  и в 31 статье Конвенции о правах ребенка. Игра является «сквозным механизмом развития ребёнка» (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которого реализуются содержание пяти образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

● игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;

● игра как средство приобретения и проработки знаний.

Первая функция игры – развивающая – важна для становления личности ребёнка. Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.

Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок открывает страхи, переживает запреты, порой ведёт себя агрессивно. В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы - злые волшебники, ведьмы - ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много экспериментирует; проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач, у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с взрослыми.

Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельностью, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Всё это побудило меня выбрать тему диплома. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр.

  Основная часть

  1. Игра и ее значение для развития личности ребенка

Исходя из того, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре, напрашивается вопрос о сущности игры, ее значении для развития личности ребенка. На этот счет существует много теорий.

Например, для Пиаже суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.

Для Фрейда игра – символическая деятельность с конкретным предметом. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение, связанное с игрой на данную тему. По Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Но играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.

В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления.

Одними из первых квалифицировавших игру ка педагогическое явление были Я.А. Коменский, Е.А. Покровский, И.А. Сикорский, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.

Игра - это важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Она содержит "идеальную форму", образец - эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра в этом случае не разъединяется, а объединяет "мир взрослых" и "мир детей", обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовку ребенка к будущей жизни.

Большой в клад в понимание сущности игры вложил Рубинштейн, по его мнению, сущность игры в том, что она есть прохождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир. Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью.

Выводы С.Л. Рубинштейна о том, что игра - осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н. Леонтьев. Он считал, что ребенок, развиваясь, овладевает тем или иным типом деятельности, который задается ему социальной средой. Для каждого периода детства существует исторически сложившийся тип деятельности, обеспечивающий максимальное развитие ребенка. Ведущая деятельность: для младенца до года - эмоциональное общение с близкими людьми, с одного года до трех лет - предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольников - игровая, после шести семи лет - учебная. Эту непреложную истину забывать и игнорировать нельзя, чтобы не сломать естественного хода личностного движения ребенка по собственной жизненной траектории.

А.Н. Леонтьев считал игру ведущим видом деятельности дошкольников, утверждая, что ее сущность можно объяснить лишь с учетом потребности в деятельности. Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. По мысли ученого, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному лежит расширение круга предметов, овладение которым встает теперь перед детьми как задача, и мир которых осознается ими в ходе дальнейшего психического развития. Суть игры: ребенок осваивает окружающий мир и стремится действовать в этом мире, но не только с непосредственно доступными ему вещами, а и с более широким спектром предметов, т.е. как взрослый. Именно под влиянием желания действовать, как взрослый малыш начинает действовать, как будто он взрослый - с легкостью принимает на себя роли взрослых.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка…».  Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Организация деятельности детей, в том числе и игровой деятельности, обеспечивает реализацию ООП в ДОУ. Необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует учитывать, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

«в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками…; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - … игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры... .»

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): «ребенок… проявляет инициативу и самостоятельность в игре…; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; … обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; … владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…».

  1. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации

  1. Этапы формирования игровой деятельности детей

1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес-1,5 лет). Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2 этап - Отобразительная игра (около года). В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной.

3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет). Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет). Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет). Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

  1. Классификация и виды игр

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем. По педагогическому назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже. В основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр: игры - упражнения (до 1 года); символические игры (с 2-х до 4-х лет); игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил   П.   Ф.   Лесгафт.   Он   подошел   к   решению   этого   вопроса, руководствуясь   своей   основной   идеей   о   единстве   физического   и психического развития ребенка, и выделил имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Н.К. Крупская предложила: свободные, самостоятельные, творческие игры детей и организованные игры с правилами.

В настоящее время распространение получила классификация игр, предложенная Новоселовой. За основу она взяла признак - по чьей инициативе возникла игра:

1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка (самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные)).

2. Игры, возникшие по инициативе взрослого: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

3. Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

4. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых - народные игры.

К первой группе относятся экспериментирования (с природными объектами, с животными, с игрушками и другими предметами) и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отображающей, сюжетно-ролевые, режиссерские т.е. театрализованные). Все эти игры имеют общий признак: они самодеятельные. Возникают по инициативе самих детей.

Ко второй подгруппе относятся учебные (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, "игры с правилами") и досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральная игра). Эти игры возникают по инициативе взрослых, но если дети хорошо их усвоили, то могут играть в них самостоятельно.

К третьей группе относятся традиционные или народные игры (обрядовые, досуговые). При этом С.Л. Новоселова считает, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступают самодеятельные игры детей.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

-роли, которые исполняют дети в процессе игры;

-игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

-игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми;

-отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Театрализованные игры - разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация - особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать - изображать, разыгрывать литературное произведение, последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками(Приложение).

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Творческие игры - игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Дидактические игры - игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Поэтому организация современного педагогического процесса в образовательных организациях требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда (далее РППС), созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). РППС должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Поскольку дети проводят в детском саду большую часть времени, поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.

Предметная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Согласно требованиям ФГОС РППС должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; соответствие возрастным особенностям и содержанию программы);
  2. Трансформируемой (обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей);
  3. Вариативной (наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения; периодическую сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей);
  4. Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и прочее);
  5. Доступной (доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности);
  6. Безопасной (соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты декларации соответствия).

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
  2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
  4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Учитывая требования ФГОС, РППС делится на 5 образовательных областей: 1)социально-коммуникативная, 2)познавательная, 3)речевая, 4)художественно-эстетическая, 5)физическая.

В каждой области имеются свои центры. Социально-коммуникативное развитие: центр ПДД, центр пожарной безопасности, центр сюжетно-ролевых игр. Познавательное развитие: центр «Уголок природы», центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования. Речевое развитие: уголок речи и грамотности, центр книги, логопедический уголок. Художественно-эстетическое развитие: уголок творчества(ИЗО), центр музыкально-театрализованной деятельности. Физическое развитие: центр физического развития, спортивный уголок «Будь здоров!».

Игра- основной вид деятельности наших малышей. Поэтому яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Речевое развитие играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. Ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. Театрализованная деятельность развивает артикуляционную моторику, монологическую и диалогическую моторику, общую и мелкую моторику, расширяет словарный запас. Под физическим развитием понимается спортивный инвентарь, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

  1. Организация игровой деятельности в течение дня

Образовательная деятельность может продолжаться в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ (на прогулке, во вторую половину дня, с отдельными детьми или подгруппами). Выступая носителем игрового опыта, воспитатель передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, лучше с теми, кто желает. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте. В процессе таких игр дети обогащают и расширяют палитру своего игрового опыта, узнают новые игры, получают возможность выбора наиболее предпочтительных для них и т.д.

В режиме выделяется специальное время для самостоятельной деятельности, для свободной спонтанной самодеятельной игры (до занятий и во вторую половину дня). Однако это время для воспитателя “не свободно”. Он наблюдает, оценивает уровень развития игры, при этом фиксируя, продумывая, какие моменты необходимо включить в следующий раз в совместные разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий.

Свободная игровая деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами.

Задачи для развития самостоятельной игровой деятельности:

Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным, простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

Вторая младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа: освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа: обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр.

Подготовительная к школе группа: формирование и педагогическая поддержка детского коллектива, как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативы при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Эти задачи исключительно направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются никакими дополнительными дидактическими задачами.

ФГОС обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность следующих факторов: условий организации; условий мотивации ребят; условий реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры.

Игры организуются четыре раза в день:

  1. после прихода в детский сад перед завтраком (от 5 до 40 минут);
  2. после первого приёма пищи и до начала занятий (от 5 до 7 минут);
  3. во время прогулки (час-полтора);
  4. после сна (20–40 минут).

Игры перед завтраком

Для младшей группы это игры, в которых не предполагаются сложные личностные отношения, например, с песком, водой на улице или с конструктором в помещении. В средней группе это может быть игровое взаимодействие с игрушками, принесёнными из дома. Малыши в 4–5 лет хорошо понимают друг друга, поэтому педагог не вмешивается в ход игры, а лишь корректирует её. В старшей группе практикуются игры всех видов. При этом подборка должна ориентироваться на тематику занятия, которое последует за завтраком. Например, перед уроком по развитию речи, обучению грамоте можно провести игры на развитие мышления, внимания.

Игры перед занятиями

        Эти виды игровой активности требуют незначительной интеллектуальной концентрации (с простым конструктором, мячиками, небольшими игрушками). Обычно подбираются игры с движениями, не носящие группового характера, иначе малыши утомятся. Не стоит предлагать детям новые игры, нуждающиеся в долгих разъяснениях.

Игры в процессе прогулок

        В младшей группе для расширения двигательного опыта детей привлекаются игрушки и спортивный инвентарь. Весной это могут быть игры с мячом «Догони мячик», перебежка «Прыгаем как кузнечики», прыжки в игре «Лови бабочек», тренировка лазанья и ползанья, забавы «Прятки», «Догонялки» и др. Кроме того, малыши заинтересованно включаются в игры с конструктором, песком, в процессе которых педагог учит ребят играть, придумывая игровую ситуацию опосредованно, например, через игрушку.

 С детьми 4–5 лет педагог чередует игры с правилами и без, пополняется опыт работы в сюжетно-ролевых играх («Зоопарк», «Семья», «Больница» и др.). В играх воспитатель старается опираться на самоорганизацию детей.

 Старшие дошкольники могут обсуждать то, во что будут играть ещё перед выходом на улицу. Участие педагога заключается в советах по поводу путей реализации задумки игры, а также в выборе водящего (считалкой или прямым назначением).

Игровая деятельность после сна

        Могут проводиться на улице (в хорошую погоду) или в группе. Все элементы интерьера подчиняются игре, также можно познакомить детей с новыми игровыми действиями. Виды игр могут разнообразно комбинироваться. А также подключаются игры с природным материалом, связанные по своей сути с программой по ознакомлению с миром вокруг, развитием речи, например, составление лесной поляны из сухих листьев, каштанов и желудей. После сна старших дошколят можно увлечь долгосрочными строительными играми, к примеру, игрой «Строим дом», в которой постройка многократно, в течение нескольких дней, дополняется и видоизменяется.

Уборку игрушек в конце дня также можно сделать в игровой форме, в которой «рабочие» со стройплощадки разбирают игрушки, а «водители» развозят их по полкам и шкафам.

Организуя в группе  игровую деятельность в течение дня, воспитатель должен ставить перед собой следующие задачи: научить детей самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение  в пространстве); содействовать формированию игровых мотивов у детей; обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр; воспитывать у детей симпатию друг другу, и организовывать совместные игры; собственным поведением   демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, обращаться с детьми ласково, с улыбкой, выслушивать внимательно и с уважением; привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания.

  1. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей

Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, входить в интересы играющих, умело их направлять.

Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или иной игры, для успешного руководства игрой, необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога, его личностных качеств, отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Эти условия являются базой для эффективности руководства игровой деятельностью детей.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания, уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению доброжелательных отношений.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.

Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление. Темы игры, предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами.

Одна из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшем важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. Воспитатель выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения.

Компетентный в общении педагог прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.

Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры. В играх детей возникают ссоры, конфликты, причины которых могут быть различны, как и различны характеры детей. Задача воспитателя- мягко и тактично разрешить спор, научить детей поиску компромиссного решения.

  1. Роль родителя как организатора и участника игры

Играя и общаясь с ребенком в семье, взрослые заботятся о его развитии, психологическом и эмоциональном развитии. Игра проникает в жизнь ребенка, особенно дома. Поэтому ее надо использовать, как средство воспитания в семье. Но воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем. К сожалению, на практике родители редко играют с детьми. Поэтому главной задачей воспитателей детского сада является формирование у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры. Необходимо создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте; дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги.

Вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре с родителями, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития. Но если сами взрослые не показывают ребенку игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации.

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности. В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа( мастерить вместе, или использовать предметы гардероба, и позволять использовать предметы, специально непредназначенные для игры( стулья, подушки, одеяла и т. п.)

Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общение с детьми в игре помогает лучше понять их потребности, интересы, умения и черты характера.

Выводы (заключительная часть)

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей.

В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Таким образом,   игры в детском саду организуются, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность,  пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в  вопросах организации сюжетно-ролевой игры. Однако воспитателям необходимо перестроить образовательный  процесс по  реализации  программных задач, направленных на развитие игровой деятельности в соответствии с современными требованиями к руководству.

Игровая деятельность помогает развиваться ребенку как личность, формируя у него разносторонние способности, от которых в дальнейшем будут зависеть его отношение с людьми, успехи в учебе и его ответственность в трудовой деятельности. Именно поэтому принято считать, что эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Формирование игровых навыков и умений для детей дошкольного возраста является важнейшей задачей педагогической работы в дошкольном учреждении.

Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу, ребёнка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно.

Приложение

Игры-драматизации:

  1. Игра-драматизация «Дунюшка».

Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.

Дунюшка, вставай, уже день занимается.

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Пусть всходит, ему далеко бежать.

Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Матушка, да я уже за столом сижу!

Ход игры.

Дети распределяют роли и инсценируют потешку . (Действующие лица – мама и дочка):

Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается».

Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел».

Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисанька из кухни».

Песенку «Идёт кисанька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

Идёт кисанька из кухни,

У ней глазаньки опухли.

О чем, кисанька, ты плачешь?

Повар пеночку слизал

И на кисаньку сказал…

Ход игры.

Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на шее бант. Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.

Дети читают стихи:

Идёт кисанька из кухни,

У ней глазаньки опухли.

О чем, кисанька, ты плачешь?

Киска: (останавливается и плача отвечает детям):

Повар пеночку слизал

И на кисаньку сказал…

Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.

Литература

  1. Эльконин  Д. Б. Психология игры. — Издание второе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Губанова Н.  Игровая деятельность в детском саду / Наталья Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  3. Деркунская, В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. ФГОС / - М.: Педагогическое общество России, 2017.
  4. Микляева, Н. В. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. - М.: АРКТИ, 2017.
  5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Родионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста.- М.: 2014.
  6. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. — 1978. — № 3. — С. 163—165. — URL:  http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=31902.
  7. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. Издательство: Просвещение, 1982
  8. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
  9. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей  - М: ООО «Дом 21 век», 2007.
  10. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника - М.: Юрайт, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...

Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...

Статья. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации....

Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...