Технология организации исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
консультация на тему

 Елена Геннадьевна Шитова

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация для педагогов

«Технология организации исследовательской деятельности

в дошкольной образовательной организации»

Подготовила:

 Шитова Е.Г., старший воспитатель

г. Югорск-2016

Цель исследовательской деятельности в ДОО - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа)

- Виды растений.

- Виды животных.

- Виды строительных сооружений.

- Виды транспорта.

- Виды профессий.

  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

         4. Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройства.

Экспериментирование - особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы «почему я это делаю именно так, а не иначе», «зачем я это делаю», «что хочу узнать», «что получить в результате».

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам.

Коллекционирование - доступный детям вид совместной деятельности, который удовлетворяет присущую детям потребность.

С помощью коллекционирования можно такие педагогические задачи, как:

  • расширение кругозора детей;
  • обеспечить развитие познавательных интересов и потребностей;
  • обогатить эмоционально-эстетическое восприятие и развивать сенсорные способности;
  • обеспечивать содержательность общения со сверстниками, педагогами, родителями и детьми разного возраста на основе объединяющего их познавательного интереса;
  • прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;
  •  стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, поиск источников пополнения коллекций;
  • развивать речь, творческое воображение;
  •  способствовать применению знаний, полученных в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности;
  •  обеспечить психотерапевтическое воздействие (коллекционирование доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают).

Коллекции не только решают целый ряд педагогических задач, но и  имеют большую возможность их использования в разных видах деятельности.

Как мы используем коллекции.

  • На познавательных занятиях и занятиях эстетического цикла как наглядный раздаточный материал, материал для обследования и экспериментирования.
  • В художественно-эстетическом развитии для любования (полочка красоты).
  • В игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры типа «Экспедиция», «Геологи», «Музей»).
  • При организации выставок в детском саду («домашняя коллекция»).
  • Создание мини-музеев в группе. Например, в подготовительной группе музей «Игрушки народов ханты и манси»
  • В совместной деятельности со сверстниками, другими детьми и взрослыми (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследование и др.).
  • В развитии математических представлений (счетный материал, вариации формы и величины, сериационные ряды, временные представления и т.п.).
  • В развитии речи (словарь, связная речь-описание, речь-рассуждение, повествование; коллекция как основа для сочинительства и т.п.).

«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

Алгоритм «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Путешествие по реке времени

Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир.

Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.

Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций....

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"

Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...

Консультация для родителей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"

Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Консультация "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"

Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей....