«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»
статья

Смольянина Юлия Сергеевна

Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания маленького человека.

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение воспитателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит культурное и нравственное развитие общества. В связи с этим особую значимость приобретает тема профессиональной подготовки воспитателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnye_pedagogicheskie_sposobnosti_vospitatelya_dou.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»

Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания маленького человека.

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение воспитателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит культурное и нравственное развитие общества. В связи с этим особую значимость приобретает тема профессиональной подготовки воспитателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.

В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств воспитателей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий. Существует  различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого сотрудника ДОУ выполняющего ежедневные режимные задачи, другие — педагога, воспитателя и наставника подрастающего поколения, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность деятельности группы детского сада определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики. Но главное — воспитатель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у ребенка. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются педагогические способности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации. Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

- в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

- изучается их развитие в конкретных видах деятельности; - изучаются общие механизмы формирования способностей.

Сущность педагогических способностей

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

  • Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей.
  • Академические способности - способности к соответствующей области наук.
  • Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний.
  • Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
  • Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать детский коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
  • Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  • Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
  • Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности ребенка, связанного с представлением о том, что из воспитанника получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы воспитателя.

Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития.

Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

Список используемой литературы

  1.  Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Ю.М.Тереховой.Современные педагогические ...

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем .

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателя БДОУ МО Динской район "Детский сад № 61"

Справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателя БДОУ МО Динской район "Детский сад № 61"...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...

Соотношение общих и специальных педагогических способностей

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость...