"Театрализованная деятельность с дошкольниками , как средство поддержки инициативы и творчества"
консультация

Двойнишникова Екатерина Андреевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества»

Воспитатель: Двойнишникова Е.А.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его инициативности, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность целостно воздействует на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы.

Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.).

Требования ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, становление эстетического отношения к окружающему мире, реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Перед педагогами встала задача поиска инновационных подходов к развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая создает оптимальные возможности для развития творческой инициативы. Для инициативно личности характерно:

-произвольность поведения;

-самостоятельность;

-развитая эмоционально-волевая сфера;

-инициатива в различных видах деятельности;

-стремление к самореализации;

-общительность;

-творческий подход к деятельности;

-высокий уровень умственных способностей;

-познавательная активность.

Для обеспечения поддержки детской инициативы взрослые предоставляют возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила поведения, овладеть социальными навыками:

-в театрализованной деятельности предоставляется возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;

-поощряется проявление детьми элементарных навыков вежливости;

-педагог дает возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;

-предоставляется возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.

Поддержка детской инициативы. Например, готовясь к драматизации сказки, дети самостоятельно выбирают роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывают, кто кем будет. Далее совместно с педагогом обсуждают, какие атрибуты и декорации будут использовать. Дети сами выбирают тот, домик, который захотели. Отыскали ели, желая поставить домик в лесу. Дети могут подготовить все сами, а педагоги лишь направляют и поддерживают их инициативу. Также ребята могут самостоятельно отобрать костюмы для каждого героя, помочь друг другу аккуратно их одеть.

Мы рассмотрели условия для поддержки творческой инициативы, теперь рассмотрим какие условия взрослые могут предоставить для творческого самовыражения.

Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения:

- в процессе работы по театрализованной деятельности  воспитатель поощеряет детей импровизировать в играх (придумывать сюжеты, вводить оригинальных персонажей в традиционные игры);

- поощрять общение друг с другом;

- поощрять к самостоятельно организованной музыкальной театрализованной деятельности детей.

Творческое самовыражение. Например, готовясь к драматизации сказки, педагогами могут быть созданы условия для реализации самовыражения детей: подготовлены костюмы и атрибуты для сказки. Прослушав сказку дети активно обсуждают характер и поведение героев сказки. Затем они  могут примирит героев на себя, какие они могли бы исполнить роли. Кроме того, у каждого ребенка герой имел индивидуальные особенности: у кого-то щенок может быть озорной, умный и забавный, у другого – очень серьезный, ответственный.  

Мы рассмотрели, как взрослые предоставляют детям возможность для творческого самовыражения.

Теперь поговорим, как взрослые поощряют творческую инициативу детей.

Взрослые поощряют творческую инициативу детей:

-поддерживают стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов);

-поощряют стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, внести других героев);

-поощряют стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, домики, цветы, фрукты, овощи).

Творческая инициатива. Когда у детей имеются затруднения, и  они не могут самостоятельно предложить движения определенного героя, тогда взрослые приходят им на помощь, как это было при драматизации сказки.

Помимо театрализованных игр, творческая инициатива прослеживается и в организации детьми режиссерских игр. Дети используют Лего или другой конструктор для создания замысла сюжета.

Подготовительный этап к драматизации заключается не только в чтении текста и беседе о нем, но и в игре детей в настольные театры. Кроме того, дети самостоятельно водили хороводы и пели.

Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые взрослыми ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое решение творческой задачи обязательно поощряется.

 В своей работе можно использовать такие игры как: «Что ты слышишь?», «Передай позу», «Веселые обезьянки». При переходе от театральных игр к работе над этюдами включать специальные театральные игры, которые направлены на развитие воображения и фантазии.

Большое место в поддержке и инициативе детей уделить музыке, так как музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли, побуждают выполнять движения. В своей работе нужно идти не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бегать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или летать», все движения и образы детям подсказывает музыка.

В самом начале своей работы можно взять более простые упражнения и игры. Например, такие: «Вот он какой», «Лентяи простаки», «Хомячок молчун». Однако некоторые дети могут быть зажаты и стеснительны, они боятся выражать свои эмоции и чувства. Понятно, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий нужно было приложить, для того чтобы они согласились сыграть какую - либо роль. Большую роль также играют правильно подобранные атрибуты. Кроме того, нужно побуждать детей задуматься над вопросами подобного характера: кем тебе больше нравится быть: совой или филином? Почему?

Благодаря систематическим упражнениям, играм, индивидуальным занятиям детям станет проще выражать свои эмоции, а это в свою очередь помогало им иметь выразительный образ героя или персонажа.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности поощряя исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, их импровизации средствами мимики, пантомимы, импровизации в пении, игре на музыкальных инструментах.

Когда дети овладеют несложными эмоциями, научатся воспроизводить в своей деятельности, можно взять более сложные упражнения на развитие мимики. Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях, действовать с партнером, но постепенно дети преодолевают скованность и пора переходить в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жести, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например, «Осенние листья», «Бабочка», «В стране цветов». В своей работе педагог стремится добиться того, чтобы дети были не похожи на деревянных кукол.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В практической деятельности нужно предоставить воспитанникам возможность самостоятельного выбора. После чего дети сами выбирают участников. Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку передать образ выбранного героя, ведь у каждого ребенка создается свой образ, и задача взрослого поддержать индивидуальность детей. Благодаря этому дети становятся более самостоятельными и инициативными в музыкально-художественной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Подводя итог можно сказать, что театральная деятельность с детьми дошкольного возраста является важной составляющей развития его творческих возможностей и проявления инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерп...

"Поддержка инициативы и творчества детей через театрализованную деятельность"

Презентация содержит итоги работы за год по  теме самообразования пелагога...

Статья "Театрализованная деятельность младших дошкольников как средство индивидуализации"

Театрализованная деятельность младших дошкольников как средство индивидуализации...

Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...