Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Русский валенок"
проект (старшая группа)

Шаймиева Наталья Анатольевна

Проект «Русский валенок» был разработан  с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_valenok.docx199.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5"

Познавательно – творческий проект                                             для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\User\Desktop\4675_big (1).jpg 

                                                  Воспитатель:

    Шаймиева Наталья Анатольевна,

                                                                               1 квалификационная категория

п. Буланаш

2022 год

Содержание:

  1. Актуальность проекта
  2. Цель и задачи проекта
  3. Этапы работы
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы
  6. Приложение

- Консультация для родителей   «О пользе валенок».

- Информация для бесед с детьми:

  • - откуда валенки пошли;
  • -  о пользе валенок;
  • - как делают валенки;
  • - интересные факты про валенки.

- Художественное слово(частушки, пословицы, загадки, потешки);

- Конспект спортивного развлечения «Эх, валенки!»

- Фотоархив.

 

                      Познавательно – творческий проект

«Русский валенок»

Проблема: У дошкольников  не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России. На прогулке в зимнее время у детей в ботинках  часто мерзнут ноги. 

Вид: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: воспитатели и воспитанники старшей группы, родители, инструктор по ФИЗО.

Области:

1.Физическое развитие

2.Познавательное развитие

3.Социально – коммуникативное развитие

4.Речевое развитие

5.Художественно-эстетическое  развитие

Актуальность:

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

         Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?

Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.

Цель:

Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре. Заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Познакомить со свойствами теплой, мягкой, полезной обуви.

Задачи:

  1.  Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание  получать новые знания;
  2. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
  3. Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.

Предполагаемые результаты:

  • У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
  • У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  1. Актуализация темы изучения истории возникновения валенка через изучение родителями, заинтересовать идеей детей
  2. Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми;

II этап – реализация:

В совместной деятельности с  детьми  и родителями изучаем  выбранный объект через:

  • Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
  • Рассказы родителей, родственников;

В педагогическом процессе используются следующие методы, используя собранный материал:

  • Беседа, рассматривание разных видов валенок;
  • Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
  • Разучивание песен, стихов;
  • Прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”
  • Дидактические, подвижные игры;
  • Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”

III этап – подведение итогов:

  • Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
  • Подготовка выставки детских работ “Валенки Деда Мороза”
  • Проведение  спортивного развлечения с инструктором по ФИЗО «Эх, валенки!»

Формы реализации проекта:

  1. Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Разучивание стихов, потешек, частушек.
  4. НОД.
  5. Просмотр презентации.
  6. Спортивное развлечение.

Оценка результата:

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, перекликаясь с темой недели. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Пение русских народных песен, чтение потешеки сказок, спортивные и народные  игры способствовали глубже прочувствовать народный быт.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Список литературы:

1. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. «Праздник русского валенка», Журнал «Воспитатель», № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.     М.Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста»,  практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.      Князева О.Л.,.Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Журналы:

1.Дошкольное образование. №2, январь, 2010 года, стр. 24.

Интернет – ресурсы:

  1. https://dzen.ru/a/XKbUbkm-7wC0FIW1
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-detskogo-sada-istoriya-valenka-3696054.html
  3. http://tmndetsady.ru/
  4. http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/

Консультация для родителей

О пользе валенок

Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – национальный атрибут России.                                                                                                                         Невозможно представить зиму без валенок. Даже самые взыскательные модницы, в суровые морозы предпочитают валенки. Ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, тепло и сухость. Волокна шерсти обладают очень низкой теплопроводностью, что позволяет ногам не мерзнуть при  низких температурах.  Недаром гласит русская пословица «Держи ноги в тепле…», ведь только натуральная шерсть хорошо сохраняет тепло. Войлок и от морозов защитит и здоровье сохранит.                                                                  

В том, что ничего лучше не придумаешь, чем валенки в морозы для ребенка, знают все. В них комфортно, сухо и тепло. Валенки просто не заменимы при детских прогулках зимой, так как это полезно и практично, да и ноги всегда в тепле. Шерсть не только греет, но и лечит. Обутая на босую ногу валяная обувь оказывает массажное воздействие, из-за чего ее часто рекомендуют людям с нарушенным кровообращением, так как это способствует улучшению циркуляцию крови. Валяная шерсть богата ланолином (животным воском), поэтому стопа в такой обуви не деформируется и хорошо согревает суставы.                                                          Шерсть хорошо поглощает и испаряет влагу, оставаясь сухой, и именно это помогает при простудах. Отмечено так же, что валяная обувь препятствует развитию грибковых заболеваний, ускоряет заживление ран и переломов.  Так же валенки помогают при болях в спине, отеках ног, усталости, нервозности, и многих других неприятных симптомах.                                                                                         Важно отметить и то, что натуральную шерсть получают от овец, не причиняя при этом им никакого вреда. Эта чудо-обувь, изготовленная без единого шва, обладает положительной энергетикой.                                                                                                  Наши ученые заметили, что если дети носят валенки до 12-13 лет, то у них не развиваются воспалительные процессы: мальчикам не грозит простатит и импотенция, а у девочек – воспаление придатков, и как следствие, бесплодие.

Без валенок наши предки не мыслили святочные масленичные гуляния, колесование, ярмарки, во время которых стояли трескучие морозы. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы.

Валенки – удобная и целебная обувь. Мягкие и теплые, они не деформируют ногу и никогда не садятся (речь идет о валенках, сделанных по канонам изготовления валяной обуви). Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

Купите пару настоящих валенок, и несколько раз в неделю просто ходите в них по квартире минут по 15-20 и сразу почувствуете оздоровительный эффект.    Из истории возникновения валенок известно, что они появились в Сибири. Эти валяные из шерсти сапоги спасали от лютых морозов. На Алтае из шерсти делали ковры, а в Азии – стельки, утеплители стен домов.

Изготовление валенок – трудоемкий процесс, требующий специальных умений и оборудования. Сначала шерсть очищали и отбивали, чтобы она стала мягкой, затем – валяли вручную, обрабатывали паром, выдерживали в горячем солевом растворе и только после этого надевали на специальную форму, сбивали войлок до нужного размера на заурядной колодке. Искусство изготовления валенок передавалось из поколения в поколение, и каждый имел свой секрет не похожий на другие.

Раньше валенки считали дорогим удовольствием. Редко когда в семье была не одна пара валенок, поэтому их носили по очереди и передавали следующему поколению. Петр I лечил в валенках похмелье, а придворные дамы и даже императрицы носили валенки под бальными платьями.

Велико значение валенок для русского солдата, ведь именно валенки помогли одержать победу над Наполеоном и в Великой отечественной войне, так как у немцев валенок отродясь не было и Сибирские морозы им неведомы. А освоение Южного и Северного полюсов и вовсе без валенок было бы невозможным.

Валенки делали не только из овечьей шерсти, но и из козьей, верблюжьей и даже собачей.

Однако, у валенок есть один недостаток – они намокают в сырую погоду. Поэтому, валенки берегли и носили с калошами, а бедняки надевали поверх валенок – лапти.  Иметь валенки было роскошью. Парень в валенках был завидным женихом.

В настоящее время спрос на валенки не падает. Эта обувь остается актуальной из-за удобства, ногам комфортно и тепло. Уже осенью выстраиваются очереди за валенками - самокатками на предприятия, где их изготавливают. И по цене доступные, и в хозяйстве незаменимые, особенно в сельской местности. Да и в городах сейчас мода на валенки. Нередко увидишь украшенные валенки вышивкой, молнией.

Валенки – это залог здоровья, долголетия и комфорта. Каждый из нас в детстве носил валенки, ведь родители знают, если ноги в тепле – простуда малышу не страшна.

Откуда валенки пошли

“Валенки — род башмаков или сапог, свалянных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов и снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.

Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.

О пользе валенок

Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

·       Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах

·       Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.

·       Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.

·       Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.

·       Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.

·       Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

·       Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.

·       Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.

·       А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.

Как делают валенки

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.

Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.

Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.

Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.

Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.

Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.

Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.

Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.

Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).

В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).

Интересные факты про валенки

Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.

На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.

Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.

Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Художественное слово

Частушки

Начинаю петь частушку,                          А мне милый подарил

Первую, начальную                                  Пимы – самокаты,

Я хочу развеселить                                   Каждый вечер провожал

Публику печальную.                                    Он меня до хаты

Чтоб прогнать мороз и стужу,                  Не хочу ботинок я,

Мы в ладоши хлопаем,                              Не хочу сапожек,

В валенках через сугробы                         Валенок удобнее

Радостные топаем!                                     Нет обуви для ножек!

Подарила маменька                                   Если кто меня обидит –

Беленькие валенки.                                     Я не плачу не реву,

С ними я не расстаюсь,                               Сразу валенок снимаю,

Даже спать я в них ложусь!                        Подзатыльник им даю!

Тётеньки и дяденьки,                                  Мы про валенки частушки

Все носите валенки.                                     Ещё долго можем петь.

Реже станете болеть                                    Так что, хлопая в ладошки,

И начнёте молодеть.                                    Вы все можете вспотеть!

 А я валенки надену,                                       Наши девки маленьки

 Выпью простокваши,                                     Чуть побольше валенка

 Вся душа истосковалась                                Ну, а как заголосят

  По любимой Маше.                                       Всех в округе удивят.

Охоньки да охоньки,                                     Моя Милка маленькая

Какие парни махоньки,                                 Чуть побольше валенка,

Из-за кочек, из-за пней                                  В валенки обуется,

 Не видать наших парней.                             Как пузырь надуется.

Мы вам пели и плясали, ,                          Сидя на завалинке

Дорогая публика,                                           Подшивал дед валенки                             Не держитесь за карманы,                             К нему бабка подошла

Не возьмем ни рублика.                                 Дедка бросил все дела

 На окошке два цветочка                                Я частушки пропою

Голубой да аленький,                                 Гармонист мне подыграет

Я возьму да променяю                               Про пимы да валенки

Сапоги на валенки.                                     Сидя у завалинки.

Эх, кто к нам идет                                      Мы не знаем как у вас

Широко шагает,                                         А у нас на даче,

Рыжик валенки одел,                                 Ходит в валенках народ

Чего–то воображает                                  И не как иначе!

Глазки я свои накрашу                             Огонек в глазах сверкает

Губки ярко подведу,                                 Знать душою молода!

Новы валенки обую                                  В валенках зимой гуляю

На свидание пойду.                                   Не берут меня года.

Хорошо гармонь играет                          Буду в валенках плясать

Душу рвет на части,                                 Это очень просто

Я как валенки куплю                                Буду, девочки, гулять

Забуду все несчастья.                               Лет до девяносто.

Президент Медведев Дмитрий

Поступает очень хитро:

Летом туфли обувает -

Зимой в валенках шагает

Пословицы с валенками:

Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,друзья, как дед, - на босу ногу!                                                              С умного по шерстинке – дураку валенки.                                                                  Сани и валенки готовь с лета.                                                                                     Прост, как сибирский валенок.                                                                                       Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром – в школу,

Днём – домой.

 

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

 

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

                         Треплют, катают, а зиму таскают.

                          Все в шерсти, а кожи нет. 

 Потешки.

 Баю- баю, баиньки скатали Маше валенки,

Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.

Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,

А шуба багряная, а личико румяное,

Вот какая Даша - красавица наша.

Конспект спортивного развлечения «Эх, валенки!»

Цель: Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством совершенствования двигательных умений и навыков в подвижных играх, эстафетах.

Задачи:

- Развивать физические качества (быстроту, ловкость, совершенствовать равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве;

- Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность, соблюдение правил безопасности зимой.

- Формировать интерес к традициям русского народа.

- Способствовать формированию интереса к здоровому образу жизни.

Оборудование: большая коробка, письмо, валенки большие, средние и маленькие, 2 конуса, снежки по количеству детей, 2 гимнастические палки, 2 шайбы.

Ход досуга:

Звучит  музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино», дети входят в зал и становятся в шеренгу.

Инструктор:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка. (рассматривает коробку и замечает письмо, прикрепленное к посылке).

От кого же она? А к ней записка! «Загадку отгадаете и что внутри узнаете!»

Интересно! А что же там внутри? (встряхивает коробку). Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

Сейчас посмотрим! А загадка вот какая:

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой

Утром — в садик, днем — домой! (Валенки)

(открывает коробку)

Воспитатель: А валенки-то — и большие, и маленькие, Серые, черные, Интересно, для чего ж они такие?..

Инструктор: А еще здесь лежит письмо, давайте прочитаем, вот оно...

 (Достает и читает письмо):

 «Дорогие ребята! Посылаю вам подарок — валенки. Я их сам люблю носить и вам советую. Сделаны они из овечьей шерсти, на родине Деда Мороза в славном городе Великом Устюге. Давайте вместе устроим зимние забавы и восхвалим еще раз русские валеночки. Помню о вас! Ваш Дедушка Мороз».

Воспитатель: Да, заслужили валенки, чтоб их добром вспоминать. Недаром про них говорят: «Валенки поносишь — годков десять сбросишь». И нет лучше обуви, для русской зимы холодной. До чего ж они мягки, теплы, ногам полезны. Скатаны они из овечьей шерсти, а называют из ласково «катанки».

А что же нам делать с этими валенками? Они такие большие...

Инструктор: Давайте устроим состязания необычные,

Для многих ребят вообще непривычные.

Проявите сноровку, старание —

И побеждайте в валеночных соревнованиях!

Воспитатель: Приглашаю на веселую игру «Догони валенок»!

Подвижная игра «Догони валенок»

Муз.сопровождение - рус. нар. мелодия (по выбору)

Дети встают по кругу и передают валенок из рук в руки. «Ловишка» бегает за кругом и пытается коснуться валенка. Если ему это удается, то он меняется местом с игроком, у которого в руках был валенок в момент касания.

Инструктор: Что ж, для начала совсем неплохо. Но не думайте, что дальше не будет подвоха. К победе непросто будет дойти, много сюрпризов вас ждет впереди.

Без спорта нынче жить нельзя, коль хочешь быть здоров!

На эстафеты выходите, силу, ловкость покажите!

Команды выстраиваются на стартовой линии.

Все ли команды на старте стоят?

Лучше спортсменов на свете нет,

Крикнем друг другу: «Физкульт привет!»

Спорит с ветром быстрый бег

Мы бежим быстрее всех

В валенках мы так легки,

Что летим вперегонки!

1 эстафета «Валенкоход». Первые участники команд надевают валенок на одну ногу и бегут до ориентира, оббегают его, возвращаются в команду и передают валенки следующим участникам.

2 эстафета «Валенкомет». Два участника встают у стартовой линии. На правой ноге каждого надет один валенок. По сигналу дети сбрасывают валенок с ноги так, чтобы он улетел далеко вперед. У кого улетел дальше, тот и победил. Бегут, поднимают валенок и передают следующему.

3 эстафета. «Валенконос»

Каждая команда получает по валенку. Первый участник бежит с валенком до обруча, собирает снежки в валенок и передаёт следующему. Он бежит к обручу, высыпает снежки, и передает эстафету следующему.

4 эстафета «Валенкоконь».

Надев валенок на гимнастическую палку, участник должен проскакать верхом на палке вокруг стойки и передать «лошадку» следующему.

Инструктор:

Да вы, я погляжу, просто мастера, Вам в Олимпиаде участвовать пора. Сколько чемпионов будет — мы не знаем, но соревнования с валенками продолжаем!

5 эстафета «Валенкогол».

Мы поиграем еще в одну зимнюю игру – хоккей. Только вместо клюшек у нас будут валенки.

Дети ведут валенком шайбу до ориентира и обратно, передают следующим игрокам.

Воспитатель: Вот молодцы! Не растерялись!

Видела, как изо всех сил старались…

Инструктор: Удаль молодецкую чтобы показать,

Нужно нам дружно в «Валенки» сыграть.

Дети стоят по кругу. У двух детей в руках по одному валенку. Под музыку валенки передают по кругу. По окончании музыки у кого в руках остались валенки, надевают их и выходят в центр. Под музыку пляшут, а остальные хлопают.

Инструктор:

Славно мы повеселились,
Поиграли, пошутили,
А теперь пришла пора
Расставаться, детвора!

Вам желаю закаляться,

Не болеть и не хворать,

В теплых валенках гулять!

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Мастер-класс «Создание лэпбука - уникальный способ развитие социально-личностных, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации....

Сценарий Новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Валенки Деда Мороза"

Сценарий предназначен для детей старшегго дошкольного возраста. Дед Мороз и Снеговик собирают для детей новогодние подарки , обнаруживают. что валенки Деа Мороза съела моль. Дед Мороз с помощью телефо...

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром

В условиях ФГОС ДО особенную значимость приобретает развитие творческих способностей и творческих качеств у наших воспитанников. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача пед...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Валенки, ах валенки»

Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни.Задачи:- воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;- развивать ловкость, быстроту, выносливо...

Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия"....