Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями.
учебно-методический материал (старшая группа)

Бабуева Дарима Ринчиннимбуевна

Наш детский сад с января 2021г. вошел в состав экспериментальных садов по монолингвальному развитию речевой среды на бурятском языке. Работа ДОУ построена на базе основной образовательной программы «От рождения до школы» с применением рекомендованных парциальных программ «Уран гархан», «Аман угын абдарhаа», «Хонгеохон хонхонууд» .

В современном быстроразвивающемся мире одной из основных задач образования является владение родным языком -как фактор сохранения и развития народа, национального языка и культуры.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование устного народного творчества бурят в развитии родной речи детей дошкольного возраста»

Наш детский сад с января 2021г. вошел в состав экспериментальных садов по монолингвальному развитию речевой среды на бурятском языке. Работа ДОУ построена на базе основной образовательной программы «От рождения до школы» с применением рекомендованных парциальных программ «Уран гархан», «Аман угын абдарhаа», «Хонгеохон хонхонууд» .

В современном быстроразвивающемся мире одной из основных задач образования является владение родным языком -как фактор сохранения и развития народа, национального языка и культуры.  

     Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

   С помощью малого фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей.  Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, если речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то можно решить сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»  например: для поддержания дисциплины и порядка, во время приема пищи или в любой другой деятельности детей, можно применять пословицы: "А" Yзэг эрдэмэй дээжэ, аяга сай эдеэнэй дээжэ - Буква "а" - начало ученья, а первое в пище – стакан чая. Хүн болохо багаhаа, хүлэг болохо унаганhаа – хорошего человека с детства видно, скакун же в жеребенке виден,

Эрхэлhэн хүүгэд эмээлэй бүүргэ эмдэжэ наадаха -Балованные дети играют, ломая луки седла. Ажал хэнгүй алганашье барихагүйш -Без труда не поймаешь и окуня. Хуурай модон жэмэсгүй, хооhон үгэ туhагүй -Бесплодно дерево сухое, нет пользы в пустословии - г.м Пословицы и поговорки бурятского фольклора играют большую роль в формировании у детей национального самосознания, в освоении ими этических норм, выработанных в национальной культуре. Также они имеют развивающее значение, формируя навыки ассоциативного мышления, умение делать широкие обобщения и выводы.

        Можно организовать игру на знание пословиц «Продолжи пословицу»: суть в том, что ребенку дается начало высказывания, а он должен вспомнить, как оно заканчивается. Получается и интересно, и продуктивно: закрепляется пройденный материал, пополняется словарный запас, улучшается память. или Игра «Угадай пословицу по картинкам» помогает развивать связную речь, логическое мышление и память детей. К тому же когда ребята продолжают поговорки, они узнают больше об окружающем мире, о человеческих чувствах и взаимоотношениях, приобщаются к нравственным ценностям. Итак, зовите детей — и можно начинать!  

Видео Д.Н. (Оньhон үгэ)

           

           

Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции. А заклички приглашают детей поиграть в игры. Заклички - стихотворные обращения к явлениям природы (к солнцу, дождю и т. д.), а приговорки - обращение детей в стихотворной форме к животным, птицам. Они генетически восходят к древнейшим обрядам бурят. Когда-то эти произведения имели магическую силу и выполняли особую функцию.

Неразрывная связь с природой, ощущение слитности с ней определяют веру в возможность воздействия на природу. Повтор слов-обращений к природному явлению также восходит к заклинанию.

Наран, наран, наашаа

Уулэн, уулэн, саашаа. (Солнце, солнце, ты - поближе,-Тучи, тучи, вы - подальше.)

В детском сознании человек уже способен противостоять стихии с помощью орудий, им созданным.

              Использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни.

В бурятских колыбельных следует отметить особую сдержанность в выражении нежных пестующих чувств, что связано с особенностями национальной ментальности, в которой все эмоции выражаются неявно, не открыто, а опосредованно. Так любовь матери к ребенку, любование им передается в метафоре: (мойhон харахан нюдэеэ, анииш түргөөр, унтыш даа - закрой глазки-черемушки).

                Хара нохоймнай уяандаа, Харагшан үнеэмнай хотондоо.

                Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэйхэн, Бүүбэй унтыш, хүбүүхэн.

        Видео Колыбельная Тэнэг хулганаан

Отработка навыков произношения скороговорок дает возможность развивать язык, мышление. Скороговорки бурятского детского фольклора рассчитаны на развитие речевых навыков, преодоление дефектов речи, воспитание чувства родного языка, усвоение его мелодики. Этот жанр незаменим как средство развития речевого аппарата и потому широко применяется воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями начальных классов и логопедами.

В загадках бурятского детского фольклора обобщаются знания, наблюдения людей над жизнью, окружающим миром, они являются средством развития у детей находчивости, остроумия. Через них дети познают реальную действительность в художественно-образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме. В настоящее время этот жанр детского фольклора продолжает активно развиваться.

Видео или фото детей скороговорки Сэлмэг и Айлана

В бурятском детском фольклоре в жанре считалок выявляются и архаичные формы, в которых отражены процесс овладения счетом и попытки постижения смысла числа. В жанре считалок выделяется и такая оригинальная форма, когда при перечислении пальцев рук и ног (что отражает процесс освоения ребенком счета), каждому дается имя: «Барбаадай, Батан Туулай, Тоохон Тобшо, Толи Байса, Бишыхан Шэгшуудэй». (Большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Видео Ирина Дашиевна

Детская сказка - это сказка, рассказанная или прочитанная взрослыми детям. Она порой становится неотличимой от сказки, рассказываемой среди взрослых, но все же возможно выделение сказок, сочиненных взрослыми для детей и сказок, авторами которой являются сами дети.

В сказках раскрываются нравственные нормы и законы общественного и индивидуального поведения.

Видео «Гэр гэрхэн»

Бурятский детский фольклор - самобытная сфера устного словесного искусства бурят, в которой отразились особенности национальной ментальности, что выявлено при определении его жанрового своеобразия. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание. Каждый человек должен владеть своим родным языком, возрождать свои обычаи и традиции. Поэтому изучение родного языка в раннем возрасте имеет очень большое значение, мы должны детей приучать любить и уважать свой родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...

Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщат...

Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле

В авторской разработке представлен системный подход по  развитию диалогической речи  у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...