Мастер-класс "Использование мнемотехники для развития речи детей"
план-конспект занятия

Разговорова Нина Александровна

мастер-класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx556.76 КБ
Файл qr-kod_dlya_master_klassa.docx743.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомление с использованием мнемотехники для развития речи детей и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

  • Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  • Познакомить и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
  • Предложить самостоятельно составить мнемотаблицу.

Форма проведения мастер-класса:

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • мастер-класс с элементами ЭСО + практическая работа.

Оформление:

  • презентация по теме мастер-класса (с фото из практики работы с детьми с использованием мнемотехники);
  • работы педагога.

Материалы для работы:

  • Белый лист бумаги формата А5
  • Картинки, QR коды
  • Клей
  • Стихотворные тексты

Ход мастер-класса:

1.Вступительная часть.

Как помочь учить стихи

С мнемотехникой друзья.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс: "Использование мнемотаблиц и их применение в работе с детьми". А знакомиться мы будем не только с этапами работы, но и с различными вариантами использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. А также предоставиться возможность составить самостоятельно мнемотаблицу с использованием QR кода.

Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица». И сможете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

2.Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы вспомните как работать с технологией, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Для того, чтобы ребенок лучше запоминал стихотворение, у ребенка должны быть хорошо развита память, и, соответственно, мышление и речь.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен). Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику.

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

3.Практическая часть.

Сейчас я предлагаю Вам включить приложение чтение QR-кода и посканировать свои QR-коды, которые Вы получили, когда пришли на мастер-класс. У кого появилась картинка. Пожалуйста выходите на участие в мастер-классе, Вы сегодня мои помощники.

Спасибо коллеги. Ваша задача сегодня составить мнемотаблицу для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Нужно заполнять мнемотаблицы картинками. Просто найдите среди картинок на столе свою. У кого цветная картинка, тот подходит к правому столу, у кого черно-белая, то соответственно к левому.

Далее мы работаем в командах. И по тексту составить мнемотаблицу, наклеить картинки по порядку в соответствии с текстом.

И так, перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

1. А. Барто «Весенние деньки».

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая весенняя Москва.

Еще не запыленная зеленая листва.

Галдят грачи на дереве

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

 copy copy copy copy

2. О. Кучерявая. «Космос».

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки, и моря.

Видит он весь шар Земной.

Шар Земной – наш дом родной.

 copy copy copy copy copy copy

Пока наши группы готовят свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми.

Например, при заучивании чистоговорок, потешек ребенок с помощью картинок сам прочитывает ееТакже можно выучить и поговорки, используя набор картинок, последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка), ребенок сам читает ее.

А теперь вернемся к нашим стихотворениям.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица с помощью QR-кодов готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (читают стихотворения). (по очереди).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Подведение итога мастер-класса.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

Ну а закончить свой мастер-класс я хотела бы так:

«Я слышу и забываю!

Я вижу, и запоминаю!

Я делаю и понимаю!»

Желаю всем удачи!

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?

Памятка для педагогов

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

QR-коды для мастер-класса



Предварительный просмотр:

 copy copy copy copyC:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\1.png 

 copy copy copy copyC:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\2.png

  copy copy copy copyC:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\3.png

 copy copy copy copy        C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\4.png

 copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\5.png

 copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\6.png

 copy copy copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\7.png

 copy copy copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\8.png

 copy copy copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\9.png

 copy copy copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\10.png

 copy copy copy copy copy copy C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\11.png

Пустой код для всех посетителей мастер-класса

C:\Users\Денис\Desktop\Любаша 4\кью ар\12.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....