«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».
материал

Морозова Ирина Николаевна

Фридрих Фребель

             Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания – так дают определение Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ 

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

 

 

 

 

 

 

 «Игра порождает радость,

свободу,  довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

             Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания – так дают определение Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях.

И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в  ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО);

- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

           Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО педагогам важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

активизирует воспитанников;

повышает познавательный интерес;

вызывает эмоциональный подъём;

способствует развитию творчества;

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Л. В. Загрекова  выделяет следующие компоненты игровых технологий:

               мотивационный

               ориентационно-целевой

               содержательно-операционный 

               ценностно-волевой

               оценочный

             Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

               установочный элемент

                игровые ситуации

               задачи игры

                правила игры

               игровые действия

               игровое состояние

               результат игры

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Объяснить родителям важность игры для ребёнка.

• Обеспечить безопасное пространство для игры (особенно               

   касается дворовых территорий).

• Обеспечить соответствующую развивающую предметно – пространственную среду, поддерживающую игру.

•  Не ставить в жесткие временные рамки свободное время детей.

Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО,  содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ  дает возможность качественно обновить воспитател...

"Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ".

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и...

Презентация к выступлению: " Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ"

Информационно-коммуникационные технологии развивают интеллектуальные, творческие способности ребенка, что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания....

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...