Виды театрализованной деятельности
материал

КОВАЛЬ АЛЁНА ВИТАЛЬЕВНА

Каждый из видов театрализованной деятельности ставит свои приоритетные речевые задачи. Когда ребенок просматривает спектакль, он воспринимает лучшие образцы правильной литературной речи, что способствует развитию и совершенствованию ее собственной связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Виды театрализованной деятельности дошкольников и критерии ее развития

images (2).jpg

Каждый из видов театрализованной деятельности ставит свои приоритетные речевые задачи. Когда ребенок просматривает спектакль, он воспринимает лучшие образцы правильной литературной речи, что способствует развитию и совершенствованию ее собственной связной речи. В театрализованной игре обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать надлежащее речевое оформление для реализации замысла, идеи. При подготовке театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает воспринятые ранее готовые речевые формы.

Одной из важнейших составляющих театрализованной деятельности является театрализованная игра. Во многих исследованиях театрализованные игры классифицируются по способу реализации сюжета:

1. Непредметные игры (игры-драматизации), в которых дети сами находятся в образе действующего лица и выполняют взятую на себя роль.

2. Предметные игры (игры-инсценизации), в которых действующими лицами определены предметы (игрушки, куклы кукольного театра настольного, пальчикового и т.д.).

Игра-драматизация– это синтетический вид деятельности дошкольников. Возникновение возможно при наличии у детей крепких знаний литературного текста, навыков выразительного чтения, умения адекватно двигаться, использовать свою мимику и жесты, умение создавать игровую среду, подбирая необходимые атрибуты.

Игры-драматизации– это воспроизведение сюжета литературного произведения своими действиями исполнителей ролей, использование ими средств выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Драматизация происходит на основе личных действий исполнителей ролей.

Своеобразие каждого игрового образа создается при драматизации сказок, авторских произведений, основывается на единстве типичной и индивидуальной характеристик. Умение выделять характерные качества персонажей формируется в процессе накопления знаний о животных, профессиях людей, состоянии природы. Обще принято, например, считать лису хитрой, зайца – робким, волка – злым. Имея подходящие представления, дошкольники просто воспроизводят метод передвижения разных живых существ, их характерные позы.

Герои любого произведения предстают перед нами в различных ситуациях и эмоциональных состояниях, которые раскрывают все типичное и индивидуальное в них. Так, хитрая лиса почти всегда оказывается победительницей, а вот в финале сказки “Заяц, петух и лиса” она оказывается в другом, необычном для этого образа положении – видим ее запуганной, тогда как слабосильный петушок, который во многих сказках оказывается в зубах у лисы, здесь наоборот побеждает. Играм-драматизациям присущи основные черты творчества игр: наличие замысла, общих ролевых и реальных событий и отношений и других элементов ситуаций. Также самостоятельность и самоорганизация детей.

Детей привлекает возможность изображать в играх людей – смелых, мужественных и отважных, сильных и добрых. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться в самостоятельных играх детей младших групп.

Игры-драматизации делятся по способам изображения:

– драматизации с пальчиками ;

– драматизация как игра самого ребенка;

– импровизация – по данной или выбранной теме ребенок создает образ с помощью выражений, мимики, пантомимы.

Игры-инсценизации– это все виды театров. Здесь ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует на него.

Существуют следующие разновидности:

·Настольные театрализованные игры.

К нему относят:

Театр игрушек. В этом театре используются самые разные игрушки – фабричные и поделки, из природного и любого другого материала. Здесь не нужно ограничивать полет фантазии, главное, чтобы игрушки и подделки стойко стояли на столе и не создавали препятствий при перемещении.

Театр картинок. Все картинки – персонажи и декорации нужно сделать двусторонними, так как необходимы повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть достаточно разнообразны, но обязательно достаточно устойчивы. Это обеспечивается правильным соотношением веса или плоскости опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем весомее нужна плоскость опоры.

Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Используются и декорации (2-3 дерева – это лес, зеленая ткань – лужайка).

Стендовые театрализованные игры. К ним относятся:

Стенд книга – используется для игр типа путешествий, чтобы отразить динамику, последовательность событий с помощью сменяющих друг друга иллюстраций. Закрепляют на нижней части дощечки. На верхней размещается транспорт, на котором совершается путешествие. По ходу транспорта ведущий листает стенд-книги, демонстрируя различные сюжеты, встречающиеся на пути.

Флонелеграф– картинки показывают на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной бумаги. Рисунки необходимо подбирать вместе с детьми, это вызывает у них огромное удовольствие. Можно употреблять и природный материал. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать живые картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей. Этот вид игр позволяет изобразить массовые сцены, например, "перелет птиц".

Теневой театр– здесь необходим экран из полупрозрачной бумаги, четко вырезанные черные плоские персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому оттеняются на экране. Очень интересные изображения получают с помощью пальцев рук, например, можно сделать гуся, зайца, сердитого индюка. Но очень важно сопровождать показ звучанием. Чтобы показывать сценку с некоторыми персонажами одновременно необходимо установить внизу экрана планку, на которой можно прикрепить фигуру. К примеру, сначала тянет дед репку, закрепить фигуру на планке и выводить бабу и т.д. Фигуры нужно размещать вниз экрана, чтобы тени были более четкими. Театр теней хорошо использовать во время досуга.

Пальчиковый театр– это игры-развлечения, игры-потехи, сказки, разные инсценировки, сопровождающиеся показом кукол, одевающихся на пальцы и действующих за персонажа, изображение которого на руке. В ходе игры ребенок двигает одним или двумя пальцами, проговаривая текст, перемещаясь за ширмой. Можно обходиться и без ширмы и изображать действия, свободно перемещаясь по комнате. С помощью этого вида театра можно показать сразу несколько персонажей. Например, в сказках "Репка", "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и т.д. Сказки и инсценировки в которых многие персонажи могут показывать двое-трое детей, которые размещаются за ширмой.

Кукольный театр– для представлений характерно свободное сочетание разных типов кукол, а также разных приемов и средств – все это подчинено выявлению специфики искусства. Спектакль переносит детей в волшебный мир, где все сказочное – реальное и фантастическое. С большой радостью они встречают кукол, воспринимают их так, словно это живые существа, с любопытством наблюдают за их действиями. Дети любят, когда герои спектакля прыгают, говорят, выполняют разные движения. Это вызывает у них живую реакцию, яркое эмоциональное отношение к действующим лицам и стремление стать непосредственным участником событий. Чем старше дети, тем больше они интересуются сюжетами инсценировок, отношениями между действующими лицами, их успехами и неудачами. Поэтому кукольный театр используется не только как развлечение детей, но и как средство воспитания высоких моральных качеств и положительных черт характера.

К кукольным театрам относят такие театры как:

Театр Петрушек– это спектакли с участием специальных кукол, в которых одевающееся на руку туловище пустое (рубашка, перчатка). Движение ее головы осуществляется посредством движений пальцев, кисти руки. Куклы обычно действуют на ширме, за которой скрывается кукловод. Если кукла очень большая для детской руки, то в голову можно вставить два пальца вместо одного. Надо укоротить рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук.

Театр марионеток – куклы, которые двигаются с помощью нитей, отходящих от всех движущихся частей персонажа (рук, ног, головы) и сходящихся вверху на крестовине.

Театр эстрадной куклы – это большие куклы в рост человека, сшитые из ткани, набитые ватой или поролоном. Ноги и руки кукол с помощью резинок крепятся к ногам и рукам кукловодов, головка приводится в движение рукой ребенка. Этот театр еще называется "Театр "живой руки".

Существуют также театры из бросовых материалов.

Театр воздушных шаров– наполненный воздухом шарик отделывается заготовленными деталями – глазами, носом, ушами, бантиками и т.д.

Театр коробок– любые коробки одинаковых или разных размеров, отделываются деталями и с ними разыгрывается инсценировка. По такому же принципу кукол можно изготовить из пластиковых бутылок, цилиндров и поролона.

Итак, можно создать еще много видов театра, главное, фантазия и желание педагога, задачу которого не только заинтересовать малышей театром и театрализованными играми, но и вызвать у них желание самим принять участие в создании театральных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда.

статья "Виды театрализованной деятельности, используемые в работе  учителя-логопеда"...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Виды театрализованной деятельности в детском саду

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми...

Самореализация детей раннего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности.

Театральная деятельность представлена в раннем возрасте кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на 2 группы: режиссерские игры и игры драматизации.Кукольный театр – искусство син...

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности

Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игровые за...