Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трашенкова Людмила Владимировна

статья "Виды театрализованной деятельности, используемые в работе  учителя-логопеда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед : Трашенкова Л.В.

          Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Нам  учителям-логопедам хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и со взрослыми. Этому способствует конечно же  театрализованная деятельность. Этот вид деятельности воспринимается  детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё. Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин. Учитель-логопед создавая ту или иную игровую ситуацию  может и закрепить  поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить  словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже  не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому конечно же не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок столкнувшись с непосильной для него задачей может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

1 ЭТАП – подготовительный  

Здесь мы должны показать, научить средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции,  а также позволяют более раскрепощено общаться друг с другом.  Этот этап хорош ещё тем,  что, несмотря на то, что речевые возможности детей на низком уровне, дети могут общаться  друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал  выразительных средств (мимика, жесты).

Учителем-логопедом может быть использованы:

-мимическая гимнастика;

-психогимнастические игры;

- игры – пантомимы

-театрализованные этюды.

        Эти  приемы  позволяют  ребёнку без слов перевоплощаться в того или иного  персонажа или даже неодушевлённый предмет. Это конечно же расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление, и как следствие  речь. Мы можем на занятиях или в свободной деятельности детям предложить поиграть в такие игры, как «Угадай кто это?», «Покажи какое у тебя настроение?», «Пойми меня без слов» и др.

2 ЭТАП –Использование театрализованных игр на логопедических    занятиях и в свободной деятельности

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

  • Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
  • Совершенствовать артикуляционный аппарат.
  • Развивать  пальчиковую моторику.
  • Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.
  • Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Работая с детьми с ОНР мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приёмы которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети  устают и не усваивают предлагаемый материал.  А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

 ВИДЫ ТЕАТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ.

 ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

ТЕАТР КАРТИНОК ИЛИ МАГНИТНЫЙ ТЕАТР

  • Развивают творческие способности;
  • Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР, НАСТОЛЬНЫЙ

  • Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • Сопровождать движения пальцев речью;
  • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный  и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки  или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают,  запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

ТЕАТР НА ПЕРЧАТКЕ

  • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

ТЕАТР КУКОЛ БИ-БА-БО

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Также учителя-логопеды могут в своей работе использовать и другие виды театров (теневой театр, театр ростовых кукол, театр ложек и др.)

3 ЭТАП  Инсценировки, драматизации

Игра-драматизация самый «разговорный»  вид    театрализованной    деятельности.

К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают как можно использовать полученный ранее  опыт.

Игра-драматизация оказывает:

  • Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  •     Способствует самопознанию и самовыражению личности;
  •     Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 Ни один другой вид театрализованной деятельности  так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и  развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного  использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. 

Поэтому  использование в работе  театрализованных игр  способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической , диалогической речи детей, что становится  основной предпосылкой успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоя...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Театрализованная деятельность в работе учителя – логопеда

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантоми...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "

В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....