Театрализованная деятельность в работе учителя – логопеда
материал по коррекционной педагогике

Гачак Анна Александровна
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost_v_rabote_logopeda.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

Театрализованная деятельность в работе учителя – логопеда

        Подготовила: учитель – логопед

 А.А. Гачак

2019г.


Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

 Л.С. Выготский

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

         Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой.

-игры со словом, развивающие связную речь, 

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д.  Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. 

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый.  би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

На занятиях может использоваться следующее оборудование:

  • настольная и напольная ширмы:
  • плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
  • декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
  • наборы кукол для пальчикового театра;
  • куклы би-ба-бо;
  • рукавички с изображением мордочек животных:
  • костюмы персонажей сказок;
  • игрушечные персонажи.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

Игровые упражнения

Развитие мимики        

  • Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
  • Рассердитесь па драчуна. Дети сдвигают брови.
  • Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
  • Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови,

широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.

Обучение жестам

  • Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
  • Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  • Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитее пантомимики

  • Расцвели, как цветы.
  • Завяли, как травка.
  • Полетим, как птицы.
  • Идет медведь по лесу.
  • Крадется волк за зайцем.

Развитее речевого дыхания

«Игра со свечой».

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос,

затем подуть па горящую свечу, находящуюся па некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается топкой, упругой и плавной струей через плотно

сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

  1.            «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).

               «Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

        Развитие  диапазона голоса, интонационной выразительности речи.

             «Самолет»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

            «Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции,

 Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

 Ткет ткач ткани на платок  Тане.

 От топота копыт пыль по  полю летит.

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку  купила капюшон.

     Игра «Чудо-лесенка». 

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая топ голоса.

Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,

 Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все— вы-ше,  кру-че...

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!

Встретил петушок кота

-         И спросил его тогда:

  • Почему ты черный, кот?
  • Лазал ночью в дымоход.
  • Почему сейчас ты бел?
  • Из горшка сметану ел.
  • Почему ты серым стал?
  • Пес меня в пыли валял.

             «Диалогические скороговорки»

 Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

 Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

 - Расскажи мне про покупки.

 - Про какие про покупки?

 - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Список использованной  и рекомендуемой литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.

4. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37

5. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 46-75

6. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116

7. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2008. - № 7. – с. 76-81

 8. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 84-93

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

10. Муллаярова Г., Гафурова Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – С.32-35.

11. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С.43-46.

12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

13. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10

14. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

16. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. - №8. – С.54-57. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоя...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "

В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самостоятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного...