методические рекомендации к проведению народного праздника в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам ДОУ по организации и проведению народных праздников в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_provedeniya_folklornogo_prazdnika_v_dou.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
Методические рекомендации
по организации проведения фольклорного праздника в дошкольном учреждении
Автор – составитель:
Клыжко Т. В. Музыкальный руководитель
г. Петропавловск-Камчатский
2022
Аннотация
Данные методические рекомендации посвящены методике организации народных праздников в группах дошкольных образовательных учреждений.
Организации и проведению народных праздников в группах ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Методические рекомендации посвящены актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.
Представленные методические рекомендации познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами организации народных праздников для дошкольников, помогут им правильно организовать праздник, который будет направлен на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.
Содержание
АННОТАЦИЯ…………………….………………………………….….....................................2 ВВЕДЕНИЕ……………………………………….......................................................................4
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ…..………………………………..5
1. Понятие народные праздники……………………………………………………………….5
2. Организация народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………….….……….………….6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………………………...9 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….10 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………...11
Введение
Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка,
начало, порождающая личность.
С. Маршак
Народная культура представляет поистине удивительное явление. Она создавалась в течении тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Ее основными составляющими - являются религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная подсистемы.
Ярче всего народная культура представлена фольклором, хотя далеко не исчерпывается им.
Фольклор – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт. Фольклор можно назвать источником и фундаментом национальной культуры любого народа, мудрости и духовного богатства. Он синтезирует в себе словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства и при этом имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Издавна фольклор сопровождал ребенка с самого его рождения, давал ему самые главные и простые понятия о жизни и о людях, затрагивал насущное: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, творчество, семейный уклад.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Актуальность избранной темы состоит в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. По этому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.
Целенаправленно организованные народные праздники в ДОУ играют большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Грамотно построенные праздники создадут возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогут нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данного вопроса, его актуальность дают основание в настоящих методических рекомендациях более подробно остановиться на основных вопросах, связанных с методикой проведения народных праздников в детском саду, с их ролью, формами и методами работы по проведению.
Цель методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам ДОУ по организации и проведению народных праздников в дошкольном учреждении.
Содержание методических организаций
1. Понятие народные праздники
Праздник – это эмоционально радостный подъем, особое состояние души, вызванное переживаниями какого-то значимого события. Праздник несет идею, смысл; имеет свое место, время и форму; в каждом есть свой ритуал, обычаи, традиции, функции участников и т. д. В мире детства праздник можно назвать уникальным педагогическим феноменом.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни, они играли коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоциональную, идеологическую, нравственно-воспитательную роль. В любом фольклорном действе воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа. Многообразные воспитательные функции народных праздников, среди которых развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая, обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Целью погружения воспитанников ДОУ в народные традиции через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления детей, на основе которого у дошкольников развивается понимание культурного наследия, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Значимость фольклорных праздников для формирования личности дошкольника проявляется в следующих аспектах:
– знакомство детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
– связь с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
– формирование праздничной культуры детей дошкольного возраста с учетом методически грамотного проведения народных праздников.
Важным компонентом любого народного фольклорного праздника на Руси являлись обряды как совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями, обычный порядок, церемония чего-либо. Значимым элементом является знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Воссоздавая все обряды и традиции костюмированной праздничной культуры родного народа в сценариях фольклорного праздника в нашем детском саду, мы формируем основы нравственной культуры: приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
Период с 14 сентября «Семёнов день» по 21 сентября называется «Бабьим Летом». В старину это были проводы лета и встреча зимы – «Осенины». «Осенины» - это удивительная пора. В избах обновляли огонь: старый гасили, а новый – разжигали. В торжественный день «Осенин» надевали лучшие одежды. В этот период ежегодно для детей младшего и среднего дошкольного возраста в нашем ДОУ устраиваются кукольные театры, для детей старшего дошкольного возраста проводится праздник «Осенины» или «Золотая Ярмарка» насыщенная традиционными стилизованными играми, песнями, плясками, хороводами, состязаниями, забавами. Подготовительная работа – обсуждение народных примет, знакомство с пословицами и поговорками на тему осени, загадки, игры, разучивание хороводов и переплясов, песен и частушек.
2. Организация народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.
Эффективному проведению праздника способствуют:
- объединение всех его составных частей вокруг главной цели
- отбор художественного материала
- выбор эмоционально-выразительных средств
- подбор исполнителей
- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
При организации народных праздников музыкальному руководителю необходимо четко сформулировать цель, т.к. любой праздник, в том числе и народный имеет свою ЦЕЛЬ – создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет).
ЗАДАЧИ деятельности:
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
- Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности.
- Освоение народного творчества через овладение навыками группового народного пения, исполнительства народной хореографии.
При организации праздников необходимо соблюдать следующие ПРИНЦИПЫ:
1.Тематический принцип;
2.Концентрический принцип;
3.Принцип контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
4.Принцип синкретизма;
5.Принцип вариативности (гибкости)
Важным моментом для организации праздника является выбор ФОРМЫ проведения праздника: развлечения, театрализованные представления, музыкальная гостиная, интегрированная НОД, тематические музыкальнолитературные встречи, концерт.
В своей педагогической практике мы определяем форму проведения праздника и содержание исходя из местных традиций и традиций учреждения, условий и возможностей, педагогических направлений, основанных на программах, которые использует коллектив учреждения.
ПРОГРАММА праздника должна составляться так, что бы в неѐ можно было вносить изменения. Лучше всего, когда программа праздника обсуждается и утверждается членами коллектива. Такое введение членов коллектива в сценарий праздника определяет при организации праздника конкретную деятельность.
При составлении сценария придерживаемся следующих правил:
- начало праздника должно быть яркое и торжественное;
- сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), должен быть раскрыт и понятен дошкольнику;
- запланированное вручение подарков углубляет эмоциональное состояние ребенка;
- заранее продумать месторасположение детей (где дети переодеваются, где будут располагаться праздничные атрибуты).
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, очень значимо придерживаться временного режима. Так, например: для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 20 - 25 минут; для детей средней группы – 30-35 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня и во вторую.
Работа над СЦЕНАРИЕМ включает в себя следующие этапы.
1й этап – определение тематического замысла праздника – четко формулирование темы. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.
2й этап – построение композиции, организация действия, соответствующее расположение материала праздника: (информация о конкретных действиях на празднике, завязка с концентрацией внимания детей к восприятию событий, изображение событий и финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника).
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия (музыка, песня, танец, художественное слово, игра).
Музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм.
Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, закличках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту художественного слова, закрепить в их сознании.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребёнка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, герои играющие роли, мамы, папы и т.д. Игры должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные. Их направленность зависит от содержания праздника. Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми и при этом веселье становится всеобщим. Использование в праздничной программе инсценированных сказок, стихов, вносит в действие элемент театрализации. Для эмоционального настроя особенно важны различные игровые ситуации: разгадывание загадок, музыкальные игры, коммуникативные танцы, игрысоревнования, театрализованные игры - шуточные диалоги, маленькие сценки-драматизации, кукольные сценки….
Огромная роль в празднике принадлежит ведущему. Он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.
РЕПЕРТУАР важно составить в соответствии с тематикой праздника. Особое внимание уделять использованию на празднике аудио записи. На праздниках лучше всего использовать ―живую музыку, в частности аккомпанемент песен. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса. Использовать аудио записи нужно умеренно, осторожно и грамотно в начале или в конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют не только взрослые, но и дети в сюрпризных моментах. Включая в сценарии праздников выступления взрослых, следует помнить, что праздник- это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.
ОФОРМЛЕНИЕ - очень значимо в процессе проведения праздника, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественно - эстетический вкус, было понятно для ребенка, создавало у всех радостное настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия. Ребята могут, например, подготовить рисунки или поделки, изготовлению атрибутов, пригласительных билетов. Важно продумать костюмы для детей и для персонажей праздника. Можно устроить выставку детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставку во время этого праздничного мероприятия. Исходя из опыта работы, пришла к выводу, что при организации народных праздников очень эффективно использовать взаимосвязь с родителями воспитанников. Взрослые готовятся к празднику, изготавливая костюмы и декорации к празднику. Зачастую сами становятся активными участниками мероприятия, что дает эмоциональный подъѐм, не только для детей, но и самих взрослых. Как пример, организации народного праздника с детьми дошкольного возраста мною был составлен сценарий и план мероприятий, который охватывает все этапы проведения праздника «Золотая ярмарка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, работая в данном направлении пришли к выводу, что данная деятельность приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры, способствует сохранению ее традиций, возрождает интерес к обрядовым русским праздникам, обогащает духовный мир детей. Дети, участвуя в народных праздниках обогащают и закрепляют полученные знания. Народные праздники воспитывают чувство патриотизма, основанного на русских традициях, формируют эстетическое отношение к освоению и активному преобразованию окружающего пространства.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое, радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое.
Прежде всего, хочется отметить, что задача педагогов должна состоять в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды деятельности.
Кульминацией данной работы становятся праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей Мозаика-Синтез Москва 2008.
2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот» русские народные песни в детском саду. Спб 2011г.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Лапшина Г.А. Календарные народные праздники в детском саду «Осень» авторсоставитель Г.А.Лапшина – Волгоград: Учитель, 2005.
4. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
5. Васильевой М.А., Гербовой В.В.,Комаровой Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
7. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 19
10. Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
11. Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Приложение
Сценарий «Золотая ярмарка»
Цель:
Создание условий для приобщения детей к русской народной культуре, для развития у дошкольников патриотизма и интереса к национальным традициям.
Задачи:
• Закреплять и расширять знания и представления детей о народных праздниках и традициях, об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихов.
• Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей. Способствовать совершенствованию навыков сольного и хорового пения в сопровождении фортепиано и фонограммы; игре на детских и русских народных инструментах, владению простейшими элементами танцевальных движений из русских народных плясок в соответствии с содержанием музыки.
• Прививать эстетическое отношение к русским народным песням и мелодиям; развивать интерес к различным жанрам устного народного творчества: песням, потешкам, прибауткам, закличкам, народным играм.
• Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
Оборудование и материалы:
Костюмы: костюмы скоморохов (взрослые), медведя (взрослый), коровы (взрослый), для детей: косоворотки, кепки, сарафаны, ленты для волос («чашкам»), кокошники.
Атрибуты: столы с предметами народных промыслов, листочки (оранжевые и красные), большие платки для танца, красиво расставленные овощи, фрукты, ложки деревянные, самовар на стол, баранки, овощи и фрукты, ведерки, корзинки, 4 машины-грузовика для игры, обручи, «чашки» и «самовар» для танца, «карусель» из атласных лент, детские музыкальные инструменты (трещотки, бубны, ложки деревянные, колокольчики, коробочки, бубенцы, музыкальные молоточки, маракасы, румбы, погремушки), зонтики, платок для медведя, «бочонок с медом», корзинка, тарелки, лоточки на лентах для коробейников.
Ход мероприятия:
Зал оформлен в стиле ярмарки с использованием больших платков, шаров, «деревьев» с листьями осенней раскраски. Звучит запись песни «Ярмарка» (музыка и слова Л.Некрасовой), в зал вбегают веселые скоморохи, одновременно дети-продавцы идут к своим местам-столам.
1-й скоморох. Собирайся, народ, всех ярмарка зовёт!
2-й скоморох. Вас приглашает щедрая осень, приходите, милости просим!
1-й скоморох. Ой, вы, красны девицы, да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь, на ярмарку отправляйтесь!
2-й скоморох. Приходите! Приезжайте!
Все, что надо покупайте!
На ярмарке песни, пляски, шутки, смех да прибаутки!
1-й скоморох. Что душа твоя желает – все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
2-й скоморох. Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается – наша ярмарка открывается!
Звучит фонограмма песни «Ой, сад во дворе!» (В зал гурьбой входят с песней все дети, а на окончание-проигрыш идут, рассматривают товар)
1-й скоморох. Вот и народ собирается! Ярмарка начинается!
(дети идут на свои места)
2-й скоморох. Ярмарка! Ярмарка! Удалая ярмарка!
Только у нас – самый лучший товар!
Дети-продавцы по очереди:
1-й продавец. Покупатель заходи! На товары погляди!
2-й продавец. Вот и фрукты Вам и мед,
Веселись честной народ!
3-й продавец. Уважаемая публика! Покупайте у нас бублики!
4-й продавец. Только у нас! Только у нас!
Калачи да булочки.
Курочки да уточки!
5-й продавец. Кому ленты, заколки, гребешок?
А вот золотой петушок!
6-й продавец. Загляните к нам в палатку! Вот конфеты, шоколадки!
7-й продавец. Матрешки! Платочки! Веночки!
8-й продавец. А у меня осенние листочки!
Подходи, разбирай, с ними пляску начинай!
Все дети исполняют танец с листочками.
1-й ребенок.
Золотое время года
Осень добрая пришла!
И веселый, шумный праздник
Нам с собою принесла!
2-й ребенок.
Здравствуй, осень золотая!
Хорошо, что ты пришла.
Песни, танцы и веселье
В детский сад нам принесла.
Ведущая.
Спойте, дети мы вас просим!
Про дождинки на окне,
Птиц в небесной вышине,
Про златую Осень!
Дети исполняют песню С. Насауленко «Осень наступила!»
3-й ребенок.
Капельки не понарошку
Застучали по дорожке.
Тучи собираются,
Дождик начинается.
Девочка исполняет песню «Дождик» («За окошком снова непогодица!») слова и музыка Ирины Бейня.
1-й скоморох.
Зонтики, зонтики, покупайте зонтики!
2-й скоморох.
Можно с ними под дождём гулять, а можно просто поиграть!
Ребенок.
У вас нам можно зонтик взять?
И под дождем нам поиграть?!
Ведущая берет два зонтика для проведения игры «Зонтики». Правила игры. Дети делятся на 2 команды, каждой команде даётся по зонтику. Первые игроки с зонтиком в руках добегают по «кочкам» до «березок», стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.
1-й скоморох. А скажите-ка, ребята, что нам осень принесла? (дети отвечают)
2-й скоморох. Были и мы на ярмарке спозаранку.
Покажем вам в корзинке осени подарки.
Ведущая. Наша осень богата дарами!
Что ж принесла для людей и зверей?
Давайте загадки об этом скорей!
2-й скоморох загадывает загадки
2-й скоморох. Вижу, любите загадки, а теперь пора резвиться.
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу». Правила игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. Первым ведущим может быть Скоморох. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется. Играть можно сразу с двумя подгруппами. (Два скомороха начинают).
1-й скоморох. А у нас ярмарка продолжается!
2-й скоморох. Народ собирается!
Звучит фонограмма «Выйду на улицу» Выходят два коробейника – дети с лоточками.
1-й коробейник.
Раздайся, народ, коробейник идет!
С товарами разными, игрушками забавными!
2-й коробейник.
Бубны, ложки, балалайки, подходите, выбирайте!
Товар музыкальный разбирайте!
1-й коробейник.
Эй, ребята-молодцы, разбирайте бубенцы!
А трещоткой заиграешь – всех соседей распугаешь!
1-й скоморох. Тары-бары-растабары, вот хорошие товары!
Не товар, а сущий клад – инструменты нарасхват!
2-й скоморох. Что ж, ребята, вы сидите?
Иль играть вы не хотите?
В бубен звонко ударяю,
Играть в оркестр вас приглашаю!
Дети берут музыкальные инструменты. «Осенний оркестр» исполняет паппури на тему русских народных мелодий.
9-й продавец. А у меня книжный базар
Самый ходовой товар.
В руки книжицу берёшь –
Всё на свете узнаёшь.
Ведущая. А мы книжицу эту у вас покупаем
И на ярмарке живо её разыграем.
Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С.Михалкова. Звучит музыка «Уж как я свою коровушку люблю». Выходит старик (мальчик), ведет за собой «корову».)
Ведущая. Смотрите, корову старик продает,
Никто за корову цены не дает.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
1-й скоморох. Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик. Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
2-й скоморох. Не много ли просишь, старик, за нее?
Старик. Да где наживаться! Вернуть бы свое!
1-й скоморох. Уж больно твоя коровёнка худа!
Старик. Болеет проклятая, прямо беда!
1-й скоморох. А много ль корова дает молока?
Старик. Да мы молока не видали пока…
Ведущая. Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один скоморох пожалел старика.
2-й скоморох. Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Ведущая. Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком.
Покупатель. Корову продашь?
2-й скоморох. Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель. Да так ли? Уж выглядит больно худой!
2-й скоморох. Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель. А много ль корова дает молока?
2-й скоморох. Не выдоишь за день – устанет рука.
Ведущая. Старик посмотрел на корову свою.
Старик. Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
2-й скоморох. Не умеем продавать, зато можем танцевать!
1-й скоморох. А что ж музыка не играет?
То ли балалайка сгорела, толи музыка онемела?
2-й скоморох. Выходи, честной народ, на веселый хоровод.
В круг скорее становитесь, дружно за руки беритесь!
Дети поют и танцуют «Осенний хоровод» (музыка и слова Е.Курячий).
Ведущая. Вдоль по улице в конец
Шел удалый молодец.
Самовар покупать – себя людям показать!
Под музыку «Выход самовара и чашек» мальчик идет к детям-продавцам, «выбирает» самовар, девочки берут чашки (плоскостные пособия для танца)
Мальчик. Здесь хорош любой товар,
Но мне нужен самовар! («Находит» и берет в руки.)
Мальчик и девочка идут навстречу.
Мальчик. Здорова, кума!
Девочка. На ярмарке была!
Мальчик. Никак ты кума, глуха!
Девочка. Купила курицу и петуха!
Мальчик. Прощай, кума!
Девочки. Вот, еще чашку взяла!
1-й скоморох. Самовар, самовар, где же, миленький, твой пар?
Что стоишь ты и молчишь, что никак не закипишь?
Самовар (мальчик). Зря изволите ругаться, начинаю нагреваться.
Я ведь знаю, хоть и стар, что для пара нужен жар,
Так что щепочек подбросьте, а не то вскиплю от злости.
Скоморох разворачивает конфету и кладет самовару в рот.
1-й скоморох. Ладно, ладно, не серчай!
Самовар. Шу-шу-шу, пожалуйте чай!
2-й скоморох. А во что же наливать?
Самовар. Чашки будем приглашать. (Выходят дети с чашками)
Ведущая. Ой, вы гости дорогие, вот и чашки расписные.
Танец «Самовар и чашки» (песня «Пых, пых, самовар!» авторы Д.Тухманов и Ю.Энтин, в исполнении группы «Непоседы»).
Ведущая. А сейчас скорее все
Навострите ушки!
Мы на ярмарке споем
Веселые частушки!
Дети исполняют частушки.
Ведущая. Ярмарке пора продолжаться, а нам за товар торговаться!
Выходят девочки. Дети-продавцы:
Ребенок. А вот платки шелковые,
Белые, голубые, лиловые!
Девочки идут рассмотреть товар.
Ребенок. Вам ленточки иль цветочки?
Девочки (танцующие). Нет! Нам платочки!
Ребенок. Вот платки красивые, с бахромою длинною.
Подходите покупать, пора пляску начинать!
Девочки исполняют танец с платками «Калина».
Ведущая. Как у нашего соседа весела была беседа.
А на ярмарке, на весь двор, еще лучше разговор!
Инсценировка «Мы с тобой шли» Выходят мальчик и девочки.
1-й ребенок. Мы с тобой шли?
2-й ребенок. Шли.
1-й ребенок. Пирожок нашли?
2-й ребенок. Нашли.
1-й ребенок. Я тебе его дал?
2-й ребенок. Дал.
1-й ребёнок. Ты его взял?
2-й ребёнок. Взял.
1-й ребёнок. А где пирожок?
2-й ребёнок. Какой пирожок?
1-й ребёнок. Мы с тобой шли? (повторяется несколько раз)
Скоморохи. Засиделись мы ребята.
Для всеобщего веселья
Побежим на карусели.
Веселись, веселись
В хороводе закружись!
Игра «Карусель».
1-й скоморох. Мы по ярмарке ходили, всем подарки накупили!
2-й скоморох. У нас ярмарка на весь мир – всем вам сладкий сувенир! (раздают)
Скоморохи. Получили леденец? Тут и ярмарке конец (к гостям).
И позволь-те, гости дорогие, отдать вам наше нижайшее почтение и уважение (русский поклон).
Благодарим за посещение.
Ведущая. Ярмарке пора закрываться, а нам домой отправляться.
А чтоб было веселей, запевай – ка поскорей!
Дети, родители и все персонажи исполняют песню «Так будьте здоровы, живите богато!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.
Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости ...
Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений
Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...
Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр .
" Народ без народности - тело без души " К.Д. Ушин...
«Методические рекомендации к проведению народных календарных праздников».
В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию....
Методические рекомендации по проведению праздника 9 мая в детском саду
middot; воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей;· познакомить детей ...
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...
Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.
Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является...