«Методические рекомендации к проведению народных календарных праздников».
консультация на тему

Плеханова Тамара Владимировна

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_temu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

 

«Методические рекомендации к проведению народных календарных праздников».

 

 В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию. Именно в дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в родном языке, песнях, музыке, играх, деталях быта и обычаях людей, во впечатлениях от природы родного края. Народное творчество - это основа нравственного и патриотического воспитания, неисчерпаемый источник педагогического материала. Народная мудрость в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой народ, любовь к родному языку, к русским, православным традициям и обычаям. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Главным условием при организации педагогического процесса приобщения детей к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным. А разнообразие форм знакомства дошкольников с народной культурой позволяет им испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, дает возможность самовыражения. Активное отношение к наследию предполагают традиции. Возрождению традиций может способствовать пропаганда ценностей национальной культуры, особенно в сфере образования и воспитания. Это очень важное, но трудное дело. И трудность заключается в том, что усвоение смысла культурных традиций требует размышления о происходящем, активной работы сознания. Именно активное восприятие прошлого позволяет почувствовать связь с историей и культурой своего народа. Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить свою работу на материале народных песен, игр, танцев, хороводов. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги- практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством. Однако, приходится преодолевать определенные трудности в основном организационного характера: до сих пор не существует определенной программы, учитывающей именно фольклорное направление. Праздники, традиции, обряды - неотъемлемая часть жизни, они выступают как особый вид человеческой деятельности. Для каждого человека, а особенно для ребенка, праздник связан с особым состоянием, которое его побуждает к активной деятельности. Ощущение праздника - ощущение радости, приподнятости духа, бодрости. Чтобы добиться наибольшего эмоционального воздействия на ребенка, к празднику нужна тщательная и продуманная подготовка. Педагогическая задача подготовки к празднику - раскрыть его значение, пробудить интерес, внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованности, готовность к восприятию. В процессе проведения праздника нужно найти способы непосредственного превращения зрителей в активных участников мероприятия. Существует большое количество народных праздников. Каждый педагог может выбрать наиболее интересный подход и форму проведения мероприятия. Например: дни народного календаря можно отмечать такими способами: знакомство и закрепление знаний о временах года, наблюдение за явлениями живой и неживой природы: 14 сентября, 21 сентября, 24 сентября - три встречи осени. Как изменяется природа с приходом осени? 27 сентября - «Капустник» - к этому времени убирают урожай, собираются на посиделки, пекут пироги из капусты; 14 октября - « Покров»: выпадает первый снег; 12 ноября «Синичкин день»: развешивают кормушки для птиц. 7 декабря - «Екатерина санница» - первый день катания на санках. Вместе с календарными народными традициями и обычаями к нам пришли и православные праздники. Это Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица. Учитывая возраст детей и то, что мы живем в многонациональной стране к проведению православных праздников надо готовиться более тщательно. Важно рассказать детям об истории праздника, о традициях и обычаях народа. На православных праздниках можно предложить детям исполнять как песни, пришедшие к нам из народного творчества, так и приобщаться к высокой культуре - слушать произведения П. И. Чайковского, В. А. Гаврилина, Г. В. Свиридова, читать стихи А.Блока, Я.Полонского, С. Есенина, А.Майкова и других русских классиков, которые обращались в своем творчестве к теме православия. Подводя итог, хотелось бы отметить, что народная культура - явление широкое, включающее различные виды деятельности: традиции, обычаи, праздники, ремесла, игры, танцы, фольклор и многое другое. В народном творчестве всегда присутствует общечеловеческое и национальное, что объединяет и отличает нас друг от друга, чем мы друг другу интересны. В процессе приобщения ребенка к народной культуре нужно использовать различные приемы и методы педагогического воздействия, объединенные единой системой целей, содержания, форм, методов деятельности, направленных на освоение традиционных культурных ценностей ребенком с самого детства. Этот процесс- составная часть большой работы по возрождению нравственной культуры личности и духовной культуры России в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр .

                                    " Народ без народности  - тело без души " К.Д.  Ушин...

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

Методические рекомендации по проведению праздника 9 мая в детском саду

middot;         воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей;·         познакомить детей ...

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...

Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является...

методические рекомендации к проведению народного праздника в ДОУ

Цель методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам ДОУ по организации и проведению народных праздников в дошкольном учреждении....