Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_seminar_praktikum_dlya_pedagogov_razvivayushchie_igry.docx53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Школа № 1155

Дошкольное отделение № 2

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших                 дошкольников»        

 

Подготовила:

 воспитатель 9 группы  

Сафронова Ольга Евгеньевна

Москва  2021 год

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются  познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
        Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.
        Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л.Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).

Передо мной стоит задача - формировать  умственные способности младших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т.д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Я организую умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности провожу игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю задачи-головоломки.

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми,моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности  ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:

  • создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
  • развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;
  • формировать геометрическое мышление, графические навыки;
  • развиватьпамять, внимание, воображение, наблюдательность;
  • формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
  • формировать умение разбивать сложную задачу на несколько простых;
  • развивать математическое мышление;
  • совершенствовать речь, моторику, активизацию словарного запаса;
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда.Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу — это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7—9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

  • от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
  • индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
  • безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
  • сотворчество детей и взрослых;

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

Малышей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах.  Дети  продолжают  знакомиться  с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети  учатся  ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени(правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселыйсчет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин»), развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Четырехцветный квадрат», «Геоконт». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2—3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

Таким образом, отбор развивающих игр осуществлён, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для младших дошкольников. В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования умственных способностей младших дошкольников важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно  развиваться.

Список литературы :

- Аникеева  Н.П. Воспитание игрой. – М., Просвещение, 1987.

- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1984.

- ВенгерЛ.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.

- ВенгерЛ.А. Диагностика умственного развития дошкольника - М., Педагогика, 1996.

- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб:  Детство-Пресс, 1999.

- Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.

- ПоддьяковН.Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997.

        

Приложение 1.

Через игру «Сложи узор» я познакомила детей с кубиками Никитина, В сказочно-игровой форме дети при помощи узоровмогут сложить домики для матрешки, елочку для отдыха в лесу, путешествовать с Волшебницей Природой по временам года. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, — и способность к комбинированию. Сначала дети могут работать по готовым образцам, а затем придумать узоры сами.

«Сложи квадрат» — одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадраты из разноцветных фрагментов (кусочков) различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

«Чудо-соты» — развивающая игра-конструктор из серии «Чудоголоволомки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету» (группировка деталей конструктора по цвету); «Найди все треугольники, квадраты...» (группировка по форме); «Найди маленькие треугольники...» (группировка по величине). Для развития тактильноосязательных анализаторов и операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины.

Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку»... Ребёнок собирает из деталей конструктора заданные модули (соты), конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины.

Игра «Прозрачный квадрат» развивает сенсорные способности (восприятие формы, цвета, величины), знакомит детей с геометрическими фигурами, их элементами, соотношением целого и части. Развивает конструктивное умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур.

Игра «Прозрачная цифра» также развивает сенсорные способности (восприятие цвета, знакомство с расположением предметов в пространстве), учит детей ориентировке в пространстве, знакомит с цифрами, обучает счету.

Блоки Дьенеша — это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно решать следующие задачи математического содержания:

  • ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом, толщиной («Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Угадайка», «Необычные фигуры», «Автотрасса», «Где чей гараж?»);
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать,(«Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Поймай тройку», «Засели домики», «Угадай фигуру», «Построй дом» и т. д.).

 Палочки Кюизенера являются своеобразной «цветной алгеброй». С помощью них ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения); решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизбежного из совокупности цветных полосок). При этом ребенком не только «считываются» готовые конфигурации, но и создаются самостоятельно, по условиям.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал, Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? Как переложить одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону? И пальчики работают. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился. Не сразу такой получится, много усилий и стараний надо приложить.

Развивающие игры математического содержания я использую не только на занятиях.Например, во время уборки игрушек предлагаю мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие — под стеллаж, а девочкам — посадить за один стол больших кукол, а за другой — маленьких. Проверяю, как дети выполнили задание. Спрашиваю, как они расставили игрушки, сколько каких игрушек, какой они величины? Предлагаю им обосновать свой выбор: эта кукла (машина) меньше (больше), чем... Спрашиваю, каких игрушек больше, как узнать?

Предлагаю  ребятам на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спрашиваю у детей, чего у них по два: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки. Ребенок может не только назвать, но и показать их.

Предлагаю детям сделать из мокрого песка пирожки с помощью формочек разного размера. Вместе сравниваем их по величине. Находим одинаковые. Спрашиваю, сколько каких пирожков? Каких пирожков больше, меньше?

Собираем вместе опавшие листья в небольшие букеты. Затем предлагаю детям отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой ответ.

Рисую на песке палочками широкие и узкие дорожки. Предлагаю детям перепрыгнуть через них. Спрашиваю, через какие дорожки легче перепрыгнуть. Почему?

Беседую с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода (дождь, сыро, небо серое).

Во время сбора детей на прогулку спрашиваю, у кого из них самый длинный шарф, а у кого — самый короткий; у кого — длинный и широкий, у кого — короткий и узкий. Как это узнать?

Предлагаю детям нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка, горка, дорожный знак).

В свободное время рассказываю детям о больших и маленьких животных. Для этого заранее подготавливаю в группе выставку картинок с изображением этих животных. Те, кто умеет считать, считают животных. Спрашиваю, сколько у животных лап, ушей, хвостов.

Даю детям набор одинаковых кубиков и предлагаю построить из них два гаража: один для грузовика, другой для легкового автомобиля. Уточняю, какой гараж надо построить для грузовика, а какой — для легкового автомобиля. Из каких кубиков построены гаражи? (Кубики одинаковые, одной и той же величины). Какой гараж больше? Для какого гаража понадобилось больше кубиков? Проверяю, понимают ли дети зависимость между размером гаражей и количеством использованных кубиков.

Во время сервировки столов спрашиваю, какой посуды больше: чашек или блюдец, ложек или чашек и т д.

Уточняя представления детей о величине предметов, можно поговорить о том, кто из детей в группе самый высокий. Дети по двое встают затылок в затылок, а остальные определяют, кто из них выше.

Выкладываю на стол разноцветные карандаши разной длины (два самых длинных, один короче, один еще короче, два самых коротких) и даю задания: «Выбери самый длинный карандаш»; «Выбери карандаши покороче»; «Положи рядом два карандаша, одинаковые по длине»; «Разложи карандаши по порядку: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий». Когда дети выбирают самый длинный и самый короткий карандаши, они должны обратить внимание на то, что самых длинных карандашей два (столько же, сколько и самых коротких). Дети заметят это, если будут пользоваться уже знакомым способом измерения -наложения и приложения. (Для этого упражнения можно предложить детям цветные палочки Кюизенера.)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей»

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запо...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников с перспективным планом работы на год....

« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Конспект занятия по ФЭМП во 2-йо младшей группе по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство умственных способностей у дошкольников».

Цель занятия сформировать представление о сравнениипредметов по длинне путем наложения и приложения; тренировать память, внимание,речь,воображение,логическое мышле-ние,творческие способности; актуализ...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и...

Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей дошкольников

Первые шесть лет жизни ребенка оказывают большое влияние на формирование человеческой личности. Необходимо, чтобы дети в этом возрасте получали более разнообразный жизненный опыт для того, чтобы спосо...