"Агрессия у детей дошкольного возраста"
материал

Агаева Наталья Юрьевна

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к изучению детской агрессии и агрессивности, как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressiya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Агрессия у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 171 г. Иркутска

Агаева Н. Ю.

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре обозначение термина, агрессия говорится нам что это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Поводом проявления агрессии у детей может быть, что угодно. Началом агрессивных особенностей содействуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Необходимо сказать, что важную роль играет воспитание в семье, с самых первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид рассказала и доказала, что при резком отлучении ребенка от груди и минимальном общение с матерью, у детей развиваются такие черты характера, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И обратное, общаясь с ребенком окружая его заботой и вниманием, эти черты характера не вырабатываются.

 Агрессия в любом проявлении представляет собой проблему не только для детей, но и в полном смысле для социума. Начиная с дошкольного возраста, исследуется агрессивность и коррекцию агрессивного поведения, а также ее предупреждение и профилактику, которая имеет важную ценность. Становление агрессивного поведения приходится на возраст до 10 лет и, если в положенное время привлечь компетентных специалистов, в сотрудничестве с ними можно в значительной степени повлиять на её предотвращение. Эту проблему изучают эксперты различных областей и невозможно это проявление считать однозначным, понятия агрессии и агрессивности в современной психологии имеют различные формы действий. [4, с.512]

Е.П. Ильин описывает агрессиэюю таким образом: «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, даже отвергающий его». Этот же ученый агрессивность описывает так: «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении неизвестной и конфликтной ситуации». [1, с.160]

В. Клайн считает агрессивное поведение, не только негативным проявлением, автор говорит, что настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, а также преодолении препятствий, и завоевание внимания, это вытекающие качества приобретенные в следствии проявления агрессивности. А такими качествами как правило обладают лидеры.

 Э.Фромм, говорит, что кроме разрушительной, негативной и отрицательной агрессия выполняет еще и положительную функцию и даже является доброкачественной. Агрессивному возможно ребенку легче адаптироваться к новым ситуациям, коллективам, завоевать внимание. Агрессивность является живой реакцией. Агрессивный ребенок всегда получает базовые потребности. [1, с.129]

Определяют два главных типа агрессивных состояний: целевая агрессия становится как исполнение агрессии в роли предварительно организованного акта, целью которого всегда причинение вреда или ущерба объекту. Дети, выбирающие такой вид агрессии, чаще всего одиночки, не имеющие друзей, сверстники их боятся, а родители при ошибочном подходе тормозят приступы агрессии насильственным способом. Дети не способны дружить со сверстниками, и одним из способов контакта для них это драка, крик, таким образом дети обращают на себя внимание, когда хочет включится в игру (ударит играющего, отнимет игрушку и т.д.). Взрослые зачастую хотят скорее «откреститься» от подобных детей, выполняя их желания, а ровесники боятся. Для детей, проявляющих агрессивность, получается, что их поведение само собой разумеющееся и они не понимают результаты этого.

Инструментальная агрессия по средствам достижения результата, которой сама по себе агрессия не является агрессивным актом. Ребенок в результате такого подхода может быть доброжелательным, иметь достаточное количество друзей, родители видят, что он ласковый и нежный.  Проявляется такое поведение только в случае, когда ребенка «гладят по шерстке». Жизненные ситуации происходят таким образом, каким ему нравится. Если же ребенок встречается со стрессовой ситуацией или с обстоятельствами, которые ему не нравятся (например, забрали его игрушку, не дают желаемого: мама отказывается в магазине покупать сладости) ребенка «как будто подменили», он добивается своей цели отрицательным способом: физически (может ударить, укусить) или морально (плачет, топает, истерит). [4, с.13].

                  Факторы возникновения агрессии, влияющие на степень ее                       развития:

1. Привычки, характер;

2. Потребности ребенка;

3. Отношения в семье;

Причины агрессии у детей:

- Ребенком не заинтересованы родители, внутренние чувства ребенка неинтересны взрослым, мало обращают на него внимания. Так же и ребенка мало волнуют чувства других, ведь дети берут пример со взрослых.

-Ребенок не хочет делиться чем-то с другими детьми. Возникает чутье «охотника»: я – взял, значит это моё.
-Он испытывает тревожность из-за непривычных событий в семье (развод родителей, появление нового члена семьи)
-Он перегруженность нервной системы за просмотром телевизора  играми в телефон.
-частые наказания, как следствие демонстрация такого же поведения.
-Нестабильная социально-экономическая обстановка-отражается на ребенке, через беспокойное поведение родителей, возможно кто то из родителей потерял работу.

 –Плохая само регуляция. Ребенок не способен себя контролировать

Детские психологи, предупреждают, что зачастую агрессивное поведение проявляется у детей в первый кризисный период (3 года). [2, с.200]

Агрессивные дети в детском учреждении не редкое явление. И зависит это не от педагогов, не умеющих найти подход к ребенку, или неправильного воспитания, или плохой наследственности, а от внутреннего желания малыша раскрыть грани узнавшего. Смотря на сверстников, ребенок использует различное проявление, и наблюдает ответную реакцию. Если с таким ребенком находится компетентный взрослый, он без особого труда корректирует поведение малыша.  С ребенком всегда можно обсудить ситуацию и провести беседу (в начале конфликта, самый разгар, или же после всего произошедшего). В противном же случае, для получения желаемого, когда ребенок сам по себе, он очень скоро делает самостоятельные выводы и использует различные формы поведения.

В более старшем возрасте агрессивное поведение, проявляется в следствии примера поведения близких людей, [3,с.12]

Таким образом, мы понимаем, проблемой является не возраст ребенка и то когда он начал проявлять агрессию, а в привычках и воспитании дома. Дети переносят привычки в социум. Родители ошибочно считают, что виной такого поведения является окружение ребенка

Методы и приемы работы с агрессивными детьми.

1.Беседа с ребенком

Целью беседы является помочь детям справиться с переживаниями, которые влияют на их нормальное самочувствие, и общение со сверстниками в группе.

2. Формирование реальной картины (с кем хочет общаться ребенок в группе).

Предоставление разных видов с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.

3. Совместная игра

В ходе игры можно смоделировать жизненные ситуации и постараться найти выход из затруднительного положения. Проигрывание ситуации где ребенок сделает правильный выбор.

4. Рисунок.

Рисуя дети показывают свой внутренний мир, свои переживания и радости. Правильно трактуя рисунки можно понять о ребенке то, что он не сможет сказать.

Таким образом, можно сказать, что самое подходящее время для предотвращения агрессивного поведения является дошкольный возраст. Глубже всего должна быть проработана тема отношений родитель-ребенок, необходимо понять основу этой проблемы. Необходимо построение коррекционной программы для составления дальнейшую работы.[2, с-54].

Целью моей работы является, демонстрация родителям, одной из основных причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. В доме, в котором крики, споры и скандалы, сложно представить ребенка, который будет спокойным. Так же, родители должны понимать, какие последствия своих воздействий на ребенка проявятся в будущем, а особенно в подростковый период.

Список литературы:

1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998

                   3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых:                    Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

4.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

5.Осипова А.А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"

Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная  социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте -  неверное ...

Агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, н...

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья посвящена основным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения...

Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....

Причины агрессии у детей дошкольного возраста

Агрессия у  дошкольника, причины проявления....

Статья. Агрессия у детей дошкольного возраста.

Статья посвящена проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. Организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении....