Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
материал

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5._marshrut_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx77.34 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения

 ребенка группы кратковременного пребывания

Учитель – логопед Рейнсон Н.А.

Красноярск, 2022г.

Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________

Дата рождения _________________  Возраст________________

Рекомендации ТПМПК:

  • Образовательная программа: АОП ДО для детей со сложным дефектом;
  • Направление коррекционной помощи учителя - логопеда: развитие и коррекция всех компонентов речи.

Логопедическое заключение: несформированность всех компонентов речи у ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития.

Цель: Развитие и коррекция всех компонентов речи. 

Задачи:

  1. Развивать коммуникативную функцию речи (потребность в общении, речевую активность).
  2. Уточнять и обогащать словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного и игрового опыта ребенка.
  3. Развивать общие речевые навыки (дыхательную, голосовую функции, артикуляционную моторику).
  4. Способствовать развитию фонетико – фонематической стороны речи.
  5. Формировать умение использовать в самостоятельной речевой деятельности простые синтаксические конструкции.

Планируемые результаты:

  • ребенок проявляет речевую активность, потребность в общении, желание общаться с помощью слова;
  • понимает названия предметов, действий, признаков, связанных с его эмоциональным, бытовым, предметным и игровым опытом, выполняет  простые словесные инструкции;
  • выполняет игровые артикуляционные, дыхательные  упражнения  с использованием звукоподражания, элементарного интонирования речевых и неречевых звуков;
  • произносит  и различает гласные и отдельные согласные  звуки;
  • использует для передачи сообщения  простые предложения, состоящие из двух слов, которые могут добавляться жестами.

Условия реализации:

•        «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого;

  • повторение и закрепление пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности.

•        установление продуктивного взаимодействия с семьей.

Содержание  работы учителя-логопеда.

  1. Развитие коммуникативной функции речи
  • Побуждение к речевой активности на занятиях;
  • Развитие способности выражать свои потребности посредством речи.
  • Создание ситуаций для эмоционально – речевого контакта ребенка с другими детьми.
  1. Развитие понимания речи и расширение   словаря.
  • Совершенствование  умения понимать простые высказывания;
  • Совершенствование умения  соотносить  слова с конкретной ситуацией, предметами и объектами окружающего мира, их признаками и назначением.
  • Расширение понимания  имен существительных, глаголов, связанных с содержанием игрового, бытового и социального опыта.
  • Формирование умения различать и показывать жестами формы единственного и множественного числа существительных.
  • Формирование умения узнавать предмет по описанию или функциональному назначению.
  1. Развитие общих речевых навыков
  • Выработка  плавного, удлиненного, направленного выдоха.
  • Развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения артикуляционных упражнений (по образцу).
  1. Развитие  фонетико – фонематической  стороны речи. 
  1. Звукопроизношение
  • Уточнение правильной артикуляции гласных (А, У, И, О), согласных звуков.
  • Формирование правильной артикуляции согласных звуков, учитывая  речевые возможности ребенка.

б.  Слуховое и фонематическое восприятие

  • Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, бытовые звуки).
  • Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию  гласных, отдельных согласных звуков с опорой на картинки – символы и буквы.

в.  Развитие чувства ритма и слоговой структуры слов.

  • Выполнение ритмических  движений в соответствии с характером звучания (бубен, музыка).
  • Развитие способности подражать темпу неречевых и речевых звучаний.
  1. Формирование синтаксической структуры предложения.
  • Формирование умения использовать  фразы, состоящие из обращения и глагола повелительного наклонения с опорой на жесты. (Мама, дай. Мама, садись).
  • Формирование умения использовать  фразы: предмет/объект + глагол третьего / первого лица,

с опорой на жесты и пиктограммы (Мама пьёт. Я ем.).

Содержание работы учителя – логопеда реализуется на индивидуальных  логопедических занятиях. Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю.

Расписание  коррекционных  занятий учителя – логопеда.

День недели

Время

Направление коррекционной деятельности

Форма организации занятия

Вторник

9.40 – 10.00

Стимуляция речевой активности ( развитие звуко – слоговой стороны речи)

Индивидуальное

Среда

9.25 – 9.45

Стимуляция речевой активности (формирование коммуникативной стороны речи).

Индивидуальное

Четверг

9.40 – 10.00

Развитие понимания обращенной речи, расширение словаря, развитие фразовой речи.

Индивидуальное

В середине (январь) и конце (май) учебного года проводится мониторинг качества усвоения программного содержания с целью анализа  эффективности коррекционных занятий и планирования дальнейшей  коррекционной работы (педагогические наблюдения, логопедическая диагностика).

Рекомендации для участников коррекционно – образовательного процесса

(педагогов, родителей):

  • организовывать и поддерживать речевое общение с другими детьми на занятиях и вне занятий;
  •    активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
  • совершенствовать  умение соотносить  слова с конкретной ситуацией, предметами и объектами окружающего мира, их признаками и назначением.
  • совершенствование  умения понимать простые высказывания;
  • формировать  первичные представления об интонационной выразительности речи с помощью подражания  голосам животных и птиц, эмоционального чтения потешек, стихов, сказок.
  • стимулировать к использованию усвоенных слов в предметно – практической,  игровой и других видах  деятельности.

Формы работы с семьей:

  • индивидуальное консультирование по вопросам речевого развития;
  • практические показы - разъяснение приемов и методов коррекционной помощи детям в условиях семьи;
  • альбомы «Мои первые слова», «Мои первые звуки»;
  • рекомендации по закреплению материала логопедических занятий в группе Viber «Логопедические упражнения».

Программное обеспечение:

  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. адаптированная основная образователшьная программаидошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2019г.
  • Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2012г.
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников  с нарушениями речи/под ред. проф. Л.В.Лопатиной – СПБ.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2015г.

Методическое обеспечение:

  • Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.:ВЛАДОС, 2015г.
  • Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2005г.
  • Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина. Учим детей общаться. - СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2016г.
  • Н.С. Жукова, Е.М.Мастюков, Т.Б.Филичева. Система логопедического воздействия.
  • Е.Н. Краузе. логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
  • Н.Ю.Штепа. «Начинаем говорить».

Обеспеченность средствами обучения и воспитания.

- домино, лото (по лексическим темам);

- массажные мячики;

- предметы для дыхательных упражнений: вертушки, снежинки, мячики;

- набор дидактических пособий по лексическим темам;

- набор картинок по лексическим темам;

- зеркало для индивидуальных занятий;

- музыкальные игрушки: бубен, барабан, дудочка, маракас, колокольчик;

- магнитная азбука, карточки с буквами;

- серии предметных и сюжетных картин (В.В.Коноваленко, Т.Н.Новикова – Иванцова, Т.Б.Филичева);

- тематические игрушки (животные, посуда, муляжи овощей и фруктов);

- пособие «Начинаем говорить»;

- предметы и игрушки для игр со звуками: волк, кукла, лошадка, камушки.

- альбом «Мои первые звуки» -  гласные звуки,  согласные звуки Б, М.

- слоговые карточки, предметные картинки со словами на изучаемые звуки.

                         

Календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи и формированию коммуникативных навыков

Результативность коррекционной деятельности

Результат

Условное

обозначение

Навык сформирован (ребенок самостоятельно выполняет предложенное задание)

+

Навык сформирован частично (ребенок выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки)

         

Навык на стадии сформирования (ребенок выполняет задание при сотрудничестве с педагогом):

- значительная помочь педагога;

- частичная помощь педагога;

- последовательная инструкция;

- наличие образца.

         

З.П.

Ч.П.

П.И.

Обр.

Навык не сформирован

     

Отказ от выполнения предложенного задания

Нежелательное поведение

Н.П.

Месяц: октябрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

5

6

12

13

20

21

27

Развитие речи

Побуждение к речевой активности на занятиях

Совершенствование  умения понимать простые высказывания.

Совершенствование умения  соотносить  слова с  предметами и объектами окружающего мира.

Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения.

«Сделай так…».

Выполнение простых инструкций.

Игровые упражнения с использованием пособия

 «Начинаем говорить».

«Моя семья»:

МАМА

ПАПА

Я

БАБА

Проявляет речевую активность

Понимает простые высказывания

Соотносит  слова с  предметами и объектами окружающего мира.

(говорит/читает).

Месяц: ноябрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

2

3

9

10

16

17

23

24

Развитие речи

Побуждение к речевой активности на занятиях

Совершенствование  умения понимать простые высказывания.

Совершенствование умения  соотносить  слова с  предметами и объектами окружающего мира.

Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения.

«Сделай так…».

Выполнение простых инструкций.

Игровые упражнения с использованием пособия

 «Начинаем говорить».

«Продукты»:

СУП

СОК

КАША

Проявляет речевую активность

Понимает простые высказывания

Соотносит  слова с  предметами и объектами окружающего мира.

(говорит/читает).

Месяц: декабрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

1

7

8

14

15

21

22

28

Развитие речи

Побуждение к речевой активности на занятиях

Совершенствование  умения понимать простые высказывания.

Расширение понимания  имен существительных, глаголов, связанных с содержанием игрового.

Понимание функционального значения игрушек.

 

Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения.

«Сделай так…».

Выполнение простых инструкций.

Игровые упражнения с использованием пособия

 «Начинаем говорить».

«Игрушки»:

МЯЧ

ЮЛА

КУБИК

КУКЛА

Проявляет речевую активность

Понимает простые высказывания

Соотносит  слова с  предметами и объектами окружающего мира.

(показывает

/говорит).

Месяц: январь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

18

19

25

26

Развитие речи

Формирование умения просить картинку, используя жесты и доступные вербальные средства

Формирование умения различать и показывать жестами формы единственного и множественного числа существительных.

«Дай мне …»

Жест «дай» - сгибать ладонь,

Жест «мне» - двумя руками показать на себя.

У ребенка черно – белые картинки, у логопеда цветные.

«Покажи, где один (одна) …,

Покажи, где много ….

Использовать именительный падеж множественного числа, делая акцент на окончании и подкреплять слова жестами:

«один» - показать один палец,

«много» - обвести рукой.

Проявляет речевую активность.

Использует жесты при различении форм единственного и множественного числа существительных.

Календарно – тематическое планирование занятий по развитию звуковой стороны речи и стимуляции речевой активности

Месяц: октябрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

4

11

18

25

Развитие звуковой стороны речи

Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа  дыхания.

Привлечение внимания к неречевым звукам

Выполнение ритмических  движений в соответствии с характером звучания

Уточнение правильной артикуляции гласных звуков [А], [У], [И], [О],

Проговаривание звуков

[А], [У],  [И], [О] при предъявлении соответствующей буквы.

«Покачай игрушку»

Лежа на животе, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот)

«Музыкальные игрушки»

(барабан, бубен)

«Ходим – бегаем - стоп» с бубном

Имитационные игры

«Повторялки»

«Назови букву»

Выполняет упражнение с помощью взрослого.

Прислушивается к звучанию, имитирует игру на муз. инструментах

Выполняет ритмические движения в соответствии с характером  звучания

Имитирует гласные звуки по подражанию педагогу

Правильно произносит звуки при предъявлении соответствующей буквы.

Месяц: ноябрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

1

8

15

22

29

Развитие звуковой стороны речи

Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа  дыхания.

Привлечение внимания к неречевым звукам

Выполнение ритмических  движений в соответствии с характером звучания

Проговаривание сочетаний двух гласных звуков

АУ, УА, ИА, ИУ

«Покачай игрушку»

Лежа на животе, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот)

«Музыкальные игрушки»

( колокольчик, маракас)

«Ходим - стоп» с музыкальным сопровождением.

Е. Железнова

«Спой песенку».

 Картинный материал: мальчик в лесу, плачущий малыш, ослик, пожарная машшина.

Выполняет упражнение по показу педагога.

Прислушивается к звучанию, имитирует игру на муз. инструментах

Выполняет ритмические движения в соответствии с характером  звучания

Проговаривает звукосочетание, соотносит картинку с карточкой.

Месяц: декабрь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

6

13

20

27

Развитие звуковой стороны речи

Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа  дыхания.

Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.

Развитие способности подражать темпу неречевых звучаний.

Формирование правильной артикуляции согласных звуков.

Формировать умение воспроизводить прямой слог.

Формировать умение воспроизводить слова, состоящие из одинаковых слогов.

«Надуем шарик»

Сидя на стуле, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот)

 

«Музыкальные игрушки»

(барабан, бубен)

«Сделай как я».

Стучать ладошкой по столу.

Игра «Камушки - бабашки».

Подражание звуку [Б] предметно – игровой ситуации.

«Повторялки»

Проговаривать (читать) слоги с опорой на соответствующие карточки: БА, БО, БУ, БИ

«Назови картинки».

баба, би-би

Выполняет упражнение с помощью взрослого.

Различает два неречевых звука

Подражает темпу неречевых звучаний.

Правильно произносит звук,

соотносит с  буквой.

Проговаривает (читает) слоги по карточкам.

Называет слова по картинкам.

Соотносит картинку с карточкой.

Месяц: январь

Цель

Задачи

Игры и игровые упражнения

Результат

ожидаемый

Фактический

24

31

Развитие звуковой стороны речи

Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа  дыхания.

Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.

Развитие способности подражать темпу неречевых звучаний.

Формирование правильной артикуляции  согласных звуков.

Формировать умение воспроизводить прямой слог.

Формировать умение воспроизводить слова, состоящие из одинаковых слогов.

«Понюхаем цветочки»

Вдох носом (надуть живот) – выдох ртом с проговариванием протяжного звука ААА.

«Музыкальные игрушки»

(барабан, маракас)

«Сделай как я».

Стучать по столу палочкой.

Игра «Птичка Пух»

Подражание звуку [П] предметно – игровой ситуации.

«Повторялки»

Проговаривать (читать) слоги с опорой на соответствующие карточки: ПА, ПО, ПУ, ПИ

«Назови картинки».

папа, пи-пи.

Выполняет упражнение по подражанию.

Различает два неречевых звука

Подражает темпу неречевых звучаний.

Правильно произносит звук,

соотносит с  буквой.

Воспроизводить прямой слог.

Проговаривает (читает) слоги по карточкам.

Называет слова по картинкам.

Соотносит картинку с карточкой.

 

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)

Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...

индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ

Индивидуальная программа логопедического сопровождения...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...