Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
методическая разработка по коррекционной педагогике

Никулина Наталья Николаевна

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной

социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, частичное включение в образовательное пространство группы сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

г. Камень-на-Оби

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на

2016-2017 учебный год

 Учитель-логопед: Никулина Н. Н.

Логопедическое представление

Ф.И. ребенка Березуцкий Андрей

Возраст 02.03.2011 г.

Возрастная группа: старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 15»

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

Строение АА без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднение в переключении с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание поверхностное, выдох короткий. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.

3. Звукопроизношение. Произношение звуков нарушено. Речевая активность беспорядочна.

4. Фонематическое восприятие. Слуховое восприятие нарушено, реагирует

на свое имя. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.

5. Состояние словаря. В речи пользуется отдельными словами. Заменяет

экспрессивную речь жестами. Пассивный словарь ниже возрастной нормы. Простые фразы повторяет.

6. Грамматический строй речи. Не сформирован.

7.Связная речь. Не сформирована.

8. Предварительное логопедическое заключение и диагноз из выписки Алтайской краевой клинической детской больницы (отделение психоневрологии)

Общее недоразвитие речи  II уровня. Когнитивная эпилептиформная дезинтеграция с эпилептической активностью на ЭЭГ без эпилептических приступов. Задержка психического развития органического генеза. Расстройство экспрессивной речи. Церебральная ангиодистония по смешанному типу. Нарушение хода правой ВСА. S-образная извитость левой ВСА с локальным нарушением гемодинамики. Ангиопатия по гипертоническому типу.

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной

социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, частичное включение в образовательное пространство группы сверстников.

Задачи индивидуального сопровождения:

- формировать знания и представления об окружающей действительности;

- развивать познавательную активность;

- формировать функции речи фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную;

- активизировать связную речь;

- развивать активный словарь;

 - формировать предпосылки обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе дальнейшего обучения;

- сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для полноценного формирования речевой функции.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные занятия. Количество и продолжительность занятий от 15 до 20 минут не менее 2-3 раз в неделю.

Задачи и содержание индивидуальных занятий

 -Развитие артикуляционного праксиса;

- Фонационные упражнения;

- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-

слоговых сочетаниях;

- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных

звуков;

- Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы (см. Приложение)

Артикуляционная гимнастика

«Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка»,

«Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка

с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие

игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи

- образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

- образование относительных прилагательных;

- образование звукоподражательных глаголов;

- договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья);

- составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь

- ответы на простые вопросы;

- составление фраз по сюжетной картинке;

- составление фраз по двум опорным картинкам;

- пересказы с опорой на картинку;

- заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы (см. Приложение)

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко»,

«Лошадки».

Дыхательная гимнастика

«Шар лопнул», «Плачет малыш - А-А-А», « Мальчик играет - Э-Э-Э», «Согреем ручки»,

«Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки».

Пальчиковая гимнастика

«Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи

Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления

звучания игрушки.

Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

- согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение

Конструкции: глагол + существительное с предлогом;

- построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с

телятами).

Связная речь

пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы (см. Приложение)

Артикуляционная гимнастика

«Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели».

Дыхательная гимнастика

«Дует ветер», «Пароход гудит - У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика

«Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи

Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;

- образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали);

- построение фразы «Это ...».

Связная речь

- ответы на вопросы полным предложением;

- построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение;

- пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития:

- пользоваться невербальными формами коммуникации;

- использовать руку для решения коммуникативных задач;

- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Работа с родителями.

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1.Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Заключение и рекомендации

  1. По истечению первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития.
  2. В связи с частыми пропусками ребенка по болезни и отсутствием возможностей проведения запланированных занятий может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Список литературы.

1. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.:«Просвещение», 1996 г.

2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

4. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации

коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

5. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации

коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно – методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

7. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных

упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г.

8. «Исправление звукопроизношения у детей» под ред. Т.В.Тумановой.2000г.

9. Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Сост. Чиркина Г. В. М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста  с ограниченными возможностями  здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...

П Л А Н Р О Д И Т Е Л Ь С К О Г О К Л У Б А «УМЕЛЫЕ РОДИТЕЛИ» по сопровождению семей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 2023 – 2024 учебный год

Для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации  в школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Родител...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...