Консультация для педагогов
консультация (младшая группа)

Капустянова Алина Сергеевна

"Гармоничное развитие ребёнка через сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_garmonichnoe_razvitie_cherez_skazku.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Видновская СОШ №7

Консультация для педагогов ДОУ

«Гармоничное развитие ребенка через сказку»

Подготовила инструктор по физической культуре:

Капустянова А.С.

Этапы ознакомления дошкольников со сказкой.

Что ребенок любит больше всего? Сказку! Из чего извлекает свои знания? Из сказки! Кому подражает? Героям сказок! Сказка является средством формирования в сознании ребенка положительного образа-представления, определенного идеала-носителя желаемых поведенческих качеств и реакций.

Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией. А еще сказки несут важные для людей.

Обычно, работа над сказкой начинается с ознакомления детей с содержанием сказки, беседы о том, что находится на поверхности. Это первый аналитический этап в работе со сказкой. Технология очень проста: нужно предложить малышу ответить на вопрос: кто? что? где? как? Сказка-это «многослойный пирог».

Нестандартные технологии в работе со сказкой.

Любое проблемное задание, предполагающее, что нет одного правильного решения, активизирует детское творчество, лишает ребенка психологической инерции.

Для этого была разработана серия занятий, где применяются нестандартные технологии в работе со сказкой:

— перепутывание сказочных сюжетов и героев («Сказочный калейдоскоп»;

— изменение характера героя («Три поросенка, или Сказка о том, как волк стал добрым»);

— изменение места, времени события («Колобок, или Старая сказка по — новому»);

— изменение конца сказки («Новый конец старой сказки»);

— составление сказки по схеме («Сочиняем сказку по схеме).

Такая работа позволяет избежать стереотипов, пойти известным ранее путем. Дети учатся решать любую ситуацию, использовать «волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенные задачи, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои сокровенные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими. Такая работа — одно из действенных средств сделать мышление детей продуктивнее, развить их творческое воображение, направить его на добро.

Рассказывая детям сказку, можно предложить им самим помочь главному герою в его приключении, не привлекая к этому других персонажей. Подобный анализ сначала целесообразно проводить на материале уже знакомых дошкольникам сказок и лишь впоследствии «переходить» к решению проблемных ситуаций в новых приключениях. Например: «А как бы Колобок спрятался от голодных зверей? » (Он мог бы обмазаться медом, покачаться по сосновых иголках и стал бы похожим на ежика.)

Итак, сказка подает детям общечеловеческие ценности, высокую мораль не в виде сухих и скучных поучений и приказов. Сказка непринужденно подводит ребенка к самостоятельным выводам: почему только хорошие поступки дают ощущение гармонии. Так мы подошли к третьему этапу работы со сказкой-избиранию гуманного разрешения ситуации, выведению нравственного правила, которым дети должны пользоваться в дальнейшей жизни. Охотно дети приобщаются к перевоспитанию отрицательных героев, учат их самостоятельности, помогают освоить различные положительные навыки. А еще детям полезными будут проблемные вопросы. После прослушивания сказки целесообразно провести с детьми игры морально-этического направления: «Кто в мире самый злой», «Хороший –плохой», «Чудодейственные слова». От таких игр дети получают настоящее удовольствие.

В народных сказках, часто с юмором и тонким психологическим подтекстом, высмеиваются отрицательные нравственные качества и черты: жадность, леность, хвастливость. В нетрадиционной работе со сказкой лучшим методом является игра, тесно связанная с фантазией, творчеством. Для этого была разработана серия дидактических игр морально-этического направления: «Солнышко справедливости», «Благодарность», «Волшебные очки». В этих играх дети должны выявить положительные и отрицательные черты сказочных героев, оценить их поступки. Игры вроде «Когда бы я мог…», «Наши солнечные друзья», «Пирамида любви», «Дерево доброты» и другие помогут с помощью сказочного  вызвать у детей желание совершать реальные добрые дела. Мудрые советы в игре «Мудрая сова» помогут детям справедливее решать неприятные ситуации из сказок.

Подвижные игры по мотивам сказок.

В системе воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить подвижные игры, то есть ту роль, которую они играют в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому во время работы с детьми следует широко использовать подвижные игры по мотивам сказок.

К нестандартным видам работы со сказкой относятся и проведение различных викторин, игр типа «Что? Где? Когда?», «Страна кроссвордов». Очень интересным видом работы является «Пересказывание сказок». Воспитатель, читая произведение, заменяет одни слова на другие, желательно подобными по-звучанию, дети должны все время внимательно слушать, чтобы заметить такие изменения. Такой прием оправдывает себя, если сказки уже несколько надоели. Нахождение ошибок в рассказе взрослого создает позитивный эмоциональный настрой. Итак, сказка содержит значительный запас творческого потенциала для работы с дошкольниками, необходимо лишь хорошо продумать формы и методы работы с ней, изучить ее содержание, определить программные задачи, которые соответствуют определенной возрастной группе.

Из всего сказанного можно сделать вывод: сказка обучает детей общечеловеческим ценностям. Именно в сказке дети узнают основные категории морали: добро и зло, правда и ложь, счастье и беда, которые каждый человек должен понять с первых шагов жизни. В сказках всегда ценится человек не за социальное или материальное положение, а за нрав, красоту, характер, за то, что он приносит людям своим существованием. Использование основных развивающих заданий сказки позволяет ребенку справиться с очень сложными проблемами; развивает умение ребенка видеть окружающий мир во взаимосвязи нравственных и этических норм общества; формирует умение найти в каждой отдельной ситуации резерв — то есть развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....