Мастер-класс для педагогов: "Игротерапия в развитии дошкольников"
материал

Вальтер Татьяна Викторовна

игротерапия в развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_igroterapii.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

   Игра является основным видом деятельности дошкольника. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развития морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры дети приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение.

   Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В ходе игротерапии особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.

Игротерапия позволяет выполнять следующие функции:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
  • развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;
  • дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Таким образом, игротерапия становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребенка.

Цель: помочь ребенку справиться с негативными эмоциями, страхами, тревожностью и научить его выражать свои эмоции, дать возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства.

 

Задачи:

  • Научить ребенка преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность;
  • Формировать чувство уверенности в себе, своих силах;
  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;
  • Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
  • Обучать детей приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, психоэмоционального напряжения;
  • Обучать детей приемам реагирования на гнев;
  • Развивать интерес детей в изучении самих себя;
  • Развивать навыки релаксации;
  • Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой;
  • Способствовать сплочению детского коллектива. 

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Мы порой не задумываемся, какое значение в жизни наших детей имеют игры. Оказывается, это самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.

Мало выяснить проблему с помощью игровой терапии, можно подсказать крохе правильное поведение. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники» или «Стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игры общению. "Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир"

Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире,
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.

Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя другим лицом, совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения в совместной деятельности. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.

Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.

В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

  • обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  • уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты,

замкнутого пространства, одиночества;

  • улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
  • освоить групповые правила поведения;
  • наладить контакт между родителями и детьми;
  • развить ловкость и координацию движений.

В игротерапии существует самые разнообразные игры для детей – одни развивают память, другие коммуникативные качества детей, третьи направлены на развитие эмоционально-волевых качеств. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Мастер-класс "Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников"

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: д...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Конспект Мастер – класс Тема: «Интерактивные игры в физическом развитии дошкольников»

Конспект Мастер- класс : Интерактивные игры в мфизическом развитии дошкольников"...

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ...