Парциальная программа "Мир сенсорики" младшая группа
материал (младшая группа)

Ибрашева Наталья Георгиевна

В младшем дошкольном возрасте происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_sensoriki.docx64.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№6 «Василек»г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800,РоссйскаяФедерация,Республика Башкортостан

Г. Янаул,ул Якутова,6

Телефон7(34760)5-39-15,Сайт6 vasilek.edu-rb.ru

Принято                                                        Утверждено:

на заседании Педагогического совета                               заведующим МАДОУ ДС№6

Протокол №___от ______                                                  «Василек»г. Янаул

                                                                                                ____________Т. А. Смольникова

                                                                 Приказ №___от ____2020г.

Парциальная программа «Мир сенсорики»

в младшей группе «Ладушки»

Срок реализации:1год.

Составитель: воспитатели

Ибрашева Н. Г.

Ильина А. Я.

Янаул,2022.


Содержание:

  1. Целевой раздел                                                                        3
  1. Пояснительная записка                                                        3
  1. Цели и задачи реализации Программы                                4
  2. Принципы к формированию Программы                                5
  3. Характеристика особенностей сенсорного развития детей 3-4 лет, значимые для разработки Программы                                        6
  1. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения Программы                                                                        7
  2. Способ оценки результатов освоения Программы                        9
  1. Содержательный раздел                                                                10
  1. Учебно – тематический план                                                10
  2. Перспективный план работы                                                11
  3. Формы и методы реализации Программы                                16
  4. Взаимодействие с педагогами и родителями                                17
  1. Организационный раздел                                                                17
  1. Материально - техническое обеспечение                                17
  2. Методическое обеспечение.                                                18


I.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная  записка

   Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях

Актуальность программы.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних

свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития.

Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального  сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.

Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы.

Целью дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3 - 4 лет.

Задачи программы.

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию

Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы«Мир сенсорики»:

- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» - 3-4 года.

1.1.2. Принципы к формированию Программы

Основными принципами, заложенными в основу программы являются:

- принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в  предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).

- принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

- принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

- принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

- принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.

- принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Мир сенсорики» - 3-4 года.

С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения как дополнительная образовательная деятельность. Количество занятий в неделю 1раз, в месяц 4 занятия по 12-15 минут. Программа рассчитана на 27 учебных занятия.

Форма занятий: тематическая деятельность, индивидуальные и групповые занятия.

1.1.3. Характеристика особенностей сенсорного развития детей 3-4 лет, значимые для разработки Программы

В младшем дошкольном возрасте происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей четвертого года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

       Для детей четвертого года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

1.2 Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры  программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

В результате прохождения программного материала дети должны знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
  • вкусовые качества овощей и фруктов.

 уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
  • подбирать предметы по образцу,
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина),
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
  • чередовать предметы по величине,
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
  • обозначать величину предметов словами,
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы,
  • действиями подбора по образцу,
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В результате реализации программы создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

1.3   Способ оценки результатов освоения Программы

Методики для диагностики результативности реализации программы

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же– не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.

1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должныбыть отверстия квадратной и круглой формы.

2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.

Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.

1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.

0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.

2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.

3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, с заданием справился.

0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

высокий уровень-3 балла;

средний уровень-2 балла;

низкий уровень- 1 балл;

умение не сформировано-0 баллов.

2. Содержательный раздел.

2.1. Учебно- тематический план

Месяц

Тема

Количество   занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

1.«Пирамидка»

1

4

2. «Подбери чашки к блюдцам»

1

3. «Кто быстрее ленту свернет».

1

4. «Накорми мишек».

1

Ноябрь

1.«Грибочки».

1

4

2. «Варежки»

1

3. Угости куклу конфетой

1

4.«Кто где спит».

1

Декабрь

1.«Укрась елочку шарами»

1

4

2«Построй ворота»

1

3.«Разноцветные палочки»

1

4.«Пересыпание ложкой».

1

Январь

1.«Составь картину».

1

3

2. «Расставь карандаши по цвету»

1

3. «Озорные ладошки»

1

Февраль

1. «Разноцветные шумелки».

1

4

2. «Веселые бутылочки»

1

3."Большая и маленькая куклы"

1

4.  Дидактическая игра «Хвост у петуха». 

1

Март

1. «Мозаика»

1

4

2. «Разложи по величине животных»  

1

3. Тонет, не тонет.

1

4. «Башня из кубов».

1

Апрель

1. «Гномики и домики»

1

4

2.«Построим мост»

1

3.«Чудесный мешочек»

1

4. «Достать из мешочка»

1

Май

диагностика

Итого

27

2.2. Перспективный план работы

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Октябрь

1.«Пирамидка»

Развивать умение различать предметы по величине.

Пирамидка из 4-5  колец.

2. «Подбери чашки к блюдцам»

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

3. «Кто быстрее ленту свернет».

Обучение выделению параметров величины предметов.

  1. ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.

4. «Накорми мишек».

Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.

Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки.

Ноябрь

1.«Грибочки».

Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Двухцветные столики с грибочками (используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный, синий, жёлтый, зелёный).

2. «Варежки»

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

3. Угости куклу конфетой

 Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: упражнять в различении цвета.

Усложнение: «Угости жёлтой конфетой!»

 Коробочки, оформленные в виде матрёшки, куклы, пуговки.

4.«Кто где спит».

Продолжаем знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Большие и маленькие круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник (фигурки-человечки). Карточки с контурными изображениями тех же фигур и той же величины.

Декабрь

1.«Укрась елочку шарами»

 Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

1 вариант: используем кружочки двух основных цветов

  1. вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

Елочки, кружочки 4 цветов.

2«Построй ворота»

Учить детей сравнивать предметы по величине.

Кубики, кирпичики, большие и маленькие машинки

3.«Разноцветные палочки»

Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

4.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

Горох, ложки, глубокие емкости.

Январь

1.«Составь картину».

Учить детей составлять целое из разрезных частей.(2-4 части)

Разрезные части картины.

2. «Расставь карандаши по цвету»

Группировать предметы по цвету. Познакомить с оранжевым цветом.

Цветные стаканчики, карандаши.

величина.

3. «Озорные ладошки»

Упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из бархатной, наждачной бумаги) разного цвета.

Февраль

1. «Разноцветные шумелки».

Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Пластиковые бутылки с разноцветными крышками, наполненные различной крупой

2. «Веселые бутылочки»

Развивать мелкую моторику, закреплять знание цвета.

Пластиковые бутылки с разноцветными крышками.

3."Большая и маленькая куклы"

Различать и называть предметы по величине.

Куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

4.  Дидактическая игра «Хвост у петуха». 

Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.

2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см)

              Март

1. «Мозаика»

Учить воспроизводить взаимное расположение мозаики по плоскости с учетом цвета 

Мозаика

2. «Разложи по величине животных»  

Развивать умение выделять основные признаки предмета (величину).

Игрушки диких животных.

3. Тонет, не тонет.

 Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Емкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

4. «Башня из кубов».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

Апрель

1. «Гномики и домики»

Учить находить предметы определенного цвета по образцу, называть цвет.

Разноцветные домики, гномики, подушки, одеяла.

2.«Построим мост»

Сравнивать два предмета по ширине, соотносить ширину моста с размером машины.

Машины, кирпичики.

3.«Чудесный мешочек»

Развивать тактильные ощущения.

Мешочек, кубики, кирпичики, шары и т.д.

4. «Достать из мешочка»

Различать: один, много, мало.

Мешочек, камушки, орешки, шишки и т.д.

Май

диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

2.3. Формы и методы реализации Программы.

При проведении занятий в рамках Программы «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности:

- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);

- индивидуальная.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами – прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

2.4.   Взаимодействие с педагогами и родителями.

Работа с коллегами

Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:

  • «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

  • «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве»,  «Гуманистическая педагогика М.Монтессори».

Работа с родителями

Запланированы консультации с родителями по следующим темам:

  • «Значение сенсорного воспитания»
  • «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и».

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • «Разложи орешки по цветам»
  • «Разноцветная коробочка»
  • «Украсим бабочек»
  • «Застегни пуговицы»
  • «Веселые карандаши»
  • « Собери хвост петушку»

Совместно с родителями  оформить:

  • «Центр активности »,
  • «Центр спокойных игр»,

Провести  консультации с родителями на темы:

  • «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
  • «Я учусь действовать с предметами»,
  • «Массаж рук»,
  • «Игра – спутник детства».

3.Организационный раздел.

3.1.Материально-технческое обеспечение.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

-Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.

-Картотеки:

«Геометрические фигуры», «Цвета».

-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки

и т.д.

-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):

игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

-Игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.

  1. Методическое обеспечение.
  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,
  3. Интернет ресурсы.
  4. ЛяминаГ.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.: 2013, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2012
  6. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  7. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  8. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  9. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  10. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  11. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  12. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Знакомство с городом. Учебный план - сетка по парциальной программе вторая младшая группа.

План - сетка по программе Алифановой "Петербурговедение для малышей"...

Парциальная программа подготовительной группы по экологии "Юный эколог"

Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладово...