Развивающая предметно-пространственная среда группы "Ромашка" (2022-2023г.)
учебно-методический материал (младшая группа)

Анастасия Николаевна Иськова

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Ромашка»

      

        Образовательная среда в детском саду предполагает  специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda_gruppy_romashka.docx898.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Ромашка»

       

        Образовательная среда в детском саду предполагает  специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

         Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

        Создавая РППС, учитывались следующие принципы:

(«Концепция  дошкольного воспитания» 1989 г. под ред. В.В.Давыдова , В.А. Петровского)

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.        

2.Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3.Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип эмоциогенности и комфортности среды.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в среде детского сада.

7.Принцип открытости-закрытости.

Представлен в нескольких аспектах:

 открытость природе;

открытость культуре;

 открытость своего «Я».

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

      Функции развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребёнка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребёнку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе «Колокольчики» была создана следующая РППС:
1. Центр театра и музыки ;

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;

3. Центр физического развития;

4. Центр книги и речевого развития;

5. Игровой центр;

6. Центр развивающих игр;

7. Центр строительных и конструкторских игр;

8. Центр уединения;

9. Центр наблюдения за природой и экспериментирования;

10. Центр творчества;

11. Центр математики;

12. Центр безопасности;

13. Патриотический центр;

14. Центр дежурства;

15. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театра и музыки.

Центр театрализованной  и музыкальной деятельности — один из активных секторов в группе.

         Цель: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; формирование интереса к музыке; знакомство с музыкальными инструментами;  развитие творчества детей на основе литературных произведений; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.

         Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620413-IMG_20230118_141912.jpg   C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_141915.jpg

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_142748~2.jpg

Центр «Ряженья» и ролевых игр;

         Цель: способствовать возникновению игры; формирование коммуникативных  навыков; развитие подражательности и творческих способностей; развивать умение выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий.

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230120_152201~2.jpg

Центр физического развития.

       Цель: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной  деятельностью.

       Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для детей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; кегли;  кольцебросс;  обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски и атрибуты для подвижных игр. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620443-IMG_20230118_140151.jpg

Центр книги и речевого развития.

      Цель: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.

      Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. В этом центре собраны книги  с учётом возрастных особенностей детей, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Домашние животные», «Игрушки» (в зависимости от тематики недели); наборы сюжетных и предметных картинок.

       Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей. 

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_144009~2.jpg

Игровой центр.

       Цель: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками, разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

 Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.       

         В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста. Здесь находятся такие сюжетно-ролевые игры как: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Дом» и др.

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620396-IMG_20230118_142743.jpg        C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_143204.jpg

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620420-IMG_20230118_141020.jpg        C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620435-IMG_20230118_140824.jpg

Центр строительных и конструкторских игр.

        Цель: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления, развитие творчество, свободы самовыражения в процессе конструирования;

        Центр конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды групп, поэтому он оснащен  материалами, предусмотренными программой и  техникой безопасности.  Всё оборудование уголка конструирования  активно используется детьми, вызывает у них радость и желание заниматься творчеством. При умелом руководстве педагога конструирование построек из тематического набора перерастёт в увлекательную игру с соответствующим сюжетом.

C:\Users\User\Desktop\РППС\20211124_132522.jpg

Центр развивающих игр.

 Цель: развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

В этом центре находятся разнообразные пазлы, настольные развивающие игры, наборы конструкторов, вкладыши, домино, лото и др.

Дети с интересом занимаются самостоятельно или совместно с воспитателем. 

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230120_115524_HDR.jpg

Центр уединения.

        Цель: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

C:\Users\User\Desktop\РППС\20190226_123038.jpg

Центр наблюдения за природой и экспериментирования.

         Цель: формирование представлений о материалах, о природных явлениях, о мире растений, о способах исследования объекта, о предметном мире. Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

           «Центр наблюдения за природой» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Учит детей проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями.

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_143538~2.jpg

Центр творчества.

      Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к художественному творчеству, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

        В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник. Для творческих работ оформлена выставка в приемной.

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620282-IMG_20230118_144716.jpgC:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230120_144520.jpg

Центр математики.

       Цель: формирование элементарных математических представлений, знаний об окружающим мире, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.          

      Центр формирует у детей интерес к элементарной математической деятельности; воспитывает потребности занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.

C:\Users\User\Desktop\РППС\20220330_135128.jpg

Центр безопасности

       Цель: сформировать основы безопасной жизнедеятельности и окружающего мира

       В данном центре представлен материал, знакомящий детей с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в детском саду, на прогулке.

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230120_104938_HDR.jpg     C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230120_104951_HDR.jpg

Патриотический центр

       Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к своему краю, уважения к его традициям и обычаям; воспитание уважения к культуре других народов; формирование единства эстетических чувств и нравственных ценностей; развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

       В центре размещены главные символы нашей страны: гимн России, портрет президента, флаг и герб страны. Кроме того здесь размещены символы нашего города и края.

      Также в этом центре создан мини-музей русской народной культуры.

C:\Users\User\Desktop\РППС\20201014_130558.jpg    C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620353-IMG_20230118_144002.jpg

Центр дежурства.

         Цель: формирование предметных действий, развитие трудового опыта, ответственности, ориентировка в заданном пространстве.

         Труд дошкольников наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.

C:\Users\User\Desktop\РППС\20210128_104517.jpg

Информационные блоки.

На стене в приемной расположены стенды, на которых размещена интересная и полезная информация для родителей.

 Информационный блоки: Меню, режим дня, расписание НОД, физиологические особенности; Рекомендации по сезону;  Уголок безопасности;  Рекомендации для родителей по теме недели; Возрастные особенности детей; Наше творчество.  

C:\Users\User\Desktop\РППС\20211005_150326.jpg C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620301-IMG_20230118_144641~2.jpg

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_144625.jpg

C:\Users\User\Desktop\РППС\IMG_20230118_144645~2.jpg      C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620293-IMG_20230118_144710.jpg

C:\Users\User\Desktop\РППС\.trashed-1676620310-IMG_20230118_144625~2.jpg

Заключение:

         Развивающая среда группового помещения детского сада – это не только набор отдельных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.  

        В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....