Статья "Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство воспитания нравственных качеств".
статья (старшая группа)

В статье рассказывается о том, какое значение имеет театрализованная деятельность для старших дошкольников, какие виды методов театрализованной деятельности существуют и какие задачи ими решаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralizovannaya_deyatelnost.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство воспитания нравственных качеств.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам (образно-содержательный критерий) Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости к своим близким, к сверстникам, к окружающим людям (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиции в театрализованной деятельности (действенно-практический критерий). Литературные произведения, сказки, музыкальные и художественные образы служат хорошим примером воспитания нравственных качеств ребенка. все это необходимо учитывать при выборе тем занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности. Роль детского сада в процессе нравственного воспитания огромна. Поэтому основная задача воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для нравственного воспитания.

Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества. Она понятна и близка детям, глубоко лежит в их природе и находит свое отражение стихийно, так как связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческого воображения дошкольников, так как она позволяет непосредственно ставить перед детьми творческую задачу, давать задание ребенку на создание нового образа и сделать это самостоятельно. Спецификой детской театрализованной деятельности является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

В.А. Сухомлинский писал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и нравственные оценки». С.Н. Томчикова определяет театрализованную деятельность детей дошкольного возраста как «специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре»

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно связано с понятием «игра-драматизация». Одни ученые считают, что эти понятия идентичны, другие определяют игры-драматизации как разновидность сюжетно-ролевых игр. Л.С. Фурмина утверждает, что «театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы» Игра-драматизация рассматривается Л.В. Артемовой как вид художественной деятельности дошкольников, отвечающей их потребностям в чем-то необычном, в желании детям перевоплощаться в образы сказочных персонажей, чувствовать, воображать себя кем-то другим. Н.С. Карпинская отмечает, что «результаты деятельности старших дошкольников в игре- 26 драматизации не являются искусством, но, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте».

По мнению ряда исследователей (Л.В. Артемовой, Л. П. Бочкаревой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой), проблема развития детей в театрализованной деятельности позволяет решать некоторые педагогические задачи речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник творческого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Существуют три вида методов театрализованной деятельности: метод бесед, метод моделирования, метод ассоциации и использование их в различных видах театрализованной деятельности, таких как: Театрализованные игры, которые делятся на: Режиссерские (театр на фланелеграфе, теневой театр, стендовый театр) и игры-драматизации (пальчиковый театр, «Оживи картину»). Театрально-игровая деятельность: первая форма действующими лицами являются предметы (куклы, игрушки –), к которой относятся: кукольный театр, театр платков; верховые куклы. Вторая форма дети сами в образе действующего лица, исполняют взятую на себя роль, к ней относятся: театр живой куклы; инсценировка «Оживи картину», литературно-музыкальная композиция. Театрализованные занятия: театрализованная игра (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе), театрализованная инсценировка (постановка на сцене литературного произведения и театрализованная ситуация (импровизация). Применение данных методов создает условия, способствующие повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст]: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию / Л. П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.
  3. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2015. — 192 с.
  4. Карпинская, Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] / Н. С. Карпинская // Дошкольное воспитание. –1999. –№12. – С. 17-22.
  5. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника [Текст] / М. Д. Маханева //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11– С.6–14.
  6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 3-х т. Т.1/ В. А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль; Редкол.: Н. П. Кузин (гл. ред.) и др.; Предисл. Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина, с. 7- 24; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1979. –229 с.
  7. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 90 с.
  8. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей Старшего дошкольного возраста по средствам руских народных, зарубежных сказок и произведенийотечественных и зарубежных писателей

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

"Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании"

Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования эстетического отношения к природе

Вниманию представлена итоговая аттестационная работа автора. Формирование эстетического отношения к природе возможно посреством изобразительной деятельности. В работе акцентируется внимание на теорети...