Главные вкладки

    Нравственное воспитание детей Старшего дошкольного возраста по средствам руских народных, зарубежных сказок и произведенийотечественных и зарубежных писателей
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Поварницына Светлана Анатольевна
    Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Современный мир, это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. И именно от того, в какой мере социально, -духовно-нравственным придет в наш мир подрастающее поколение и будет отчасти зависеть процветание общества в целом. Современное образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, устремленная к социально позитивным действиям, гуманистическим ценностям, занимающая активную жизненную позицию, конкурентоспособная, интеллектуальная, способная к непрерывному творческому развитию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc798.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                          «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

    Название номинации:

    Название работы:

            Авторский коллектив:                                    Поварницына Светлана Анатольевна                               МДОУ ДСОВ «Светлячок»                                                                                          заместитель заведующего по ВМР                                                                                       п.Сергино, ул. Центральная, д. 20. 34018

                    Шарафутдинова Чулпан Равиловна                              МДОУ ДСОВ «Светлячок» заведующий                                                                      п.Сергино, ул.Центральная, д.20. 34018

    п.Сергино 2010 г

    Пояснительная записка

    Название номинации: «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков»

    Название работы: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных, зарубежных сказок и произведений отечественных  и зарубежных писателей».

    Тематическое содержание

    Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Современный мир, это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. И именно от того, в какой мере социально, -духовно-нравственным придет в наш мир подрастающее поколение и будет отчасти зависеть процветание общества в целом. Современное образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, устремленная к социально позитивным действиям, гуманистическим ценностям, занимающая активную жизненную позицию, конкурентоспособная, интеллектуальная, способная к непрерывному творческому развитию.

    Обоснование выбора темы

    Современное общество стремится к гармонии, но все «современное» основано на традициях прошлого, уходит корнями в мир, прожитый нашими бабушками и дедушками, в мир сказок, легенд и поверий, а также рассказов известных поэтов и писателей XIX-XX веков. Нравственное  воспитание процесс постепенный, длительный – это воспитание духовности, патриотизма, эстетичности, социализации.  Невозможно воспитать глубоко нравственного человека не приводя пример из жизни, четко разграничивая понятия: добро и зло, правду и ложь, вымысел и реальность, хорошо и плохо. Все эти понятия четко прослеживаются и разграничиваются в сказках и произведениях писателей. В современной педагогической литературе и передовой педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании, а также созданию  окружающей среды, наиболее благоприятной для развития и индивидуально-личностного роста ребенка. Работа определяет цели и задачи направленные на  совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования

    Цель:

    Формирование основ духовно-нравственной личности дошкольника.

    Задачи:

    1. воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
    2.  формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
    1.  формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
    2. ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
    1. приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

    Работа предназначена для образовательных учреждений всех типов и видов.

    Формы и методы реализации:

    Формы реализации

    Методы реализации

    1. занятия
    2. организованные игры и мероприятия
    3. самостоятельная деятельность детей вне занятий
    4. индивидуальная работа
    5.  работа с родителями
    1. чтение художественной литературы
    2. показ
    3. объяснение
    4. наглядный пример
    5. беседа
    6. лекции, наглядная информация

    Возрастные группы воспитанников:

    1. дети возраста 5-6лет;
    2. дети возраста 6-7 лет

    Ожидаемые результаты реализации работы

    - обеспечить системный подход в воспитании детей в регламентированной и самостоятельной деятельности  и в системе дошкольного образования;

     - осуществить взаимодействие науки и практики, повышая качество учебно-воспитательного процесса;

    - обеспечить преемственность всех участников образовательного процесса направить их работу на формирование нравственных основ межличностных отношений, соблюдение норм этикета в повседневной жизни;

    - повысить роль семьи как гаранта морально-нравственной безопасности и развития детей;

    - привлечь общественность, СМИ к обсуждению и поиску путей совместного решения проблем  духовно-нравственного воспитания детей.

    Конспект игры – занятия на тему: «Русь, Россия, Родина моя»
    в старшей группе

    Программные задачи:

    - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;

    - продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

    - систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

    - учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

    -воспитание положительного отношения к народам нашей страны;

    - воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

    Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

    Предшествующая работа:

    - разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

    - чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;

    -чтение стихотворения «Россия» Г. Цыферов;

    - рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края,

    - прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

    Ход игры – занятия:

     (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

    Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чем эта песня?

    Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )

    Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родных местах. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

    Дети: ( это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна… )

    Воспитатель: - Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

    Дети:(дети читают полюбившиеся стихи)

    Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

    Как велика моя земля

    Как широки просторы!

    Озёра, реки и поля,

    Леса и степь, и горы

    Раскинулась моя страна

    От севера до юга.

    Живём мы в радостном краю

    И знать его должны мы.

    Страну Российскую свою.

    Свой светлый край любимый.

    А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

    Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Силачи»)

    Воспитатель:  Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте ХМАО показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

    Дети: (выполняют задание)

    Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

    Дети: (дети выполняют задания)

    Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется ...

    Дети: (Россия, Российская Федерация)

    Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других?

    Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом, )

    Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

    Дети:(гимн, флаг, герб)

    Воспитатель:  гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

    (звучит отрывок гимна России все встают)

    Дети:(все встают)

    Воспитатель:  Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

    Дети: Герб – у нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

    Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов.   Наш  флаг еще называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

    Воспитатель:   Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

    Воспитатель:  На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

    Дети: Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

    Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

    Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

    Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

    Родич – родственник, член рода, одной крови.

    Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

    Родословная – перечень поколений одного рода.

    Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

    Дети: (исполняют русский народный танец)

    Воспитатель:  черёд настал задать вам вопросы.

    1. Назовите рода войск Российской армии.
    2. Чем отличаются рода войск друг от друга?
    3. Назовите военную технику.
    4. Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
    5. А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
    6. В каких войсках хотели бы служить мальчики?

    Воспитатель: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!

    - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

    Дети:(исполняют изученные песни)

    Подведение итогов:

    Ребёнок: 

    Берегите Россию,

    Без неё нам не жить.

    Берегите её,

    Чтобы вечно ей быть.

    Нашей правдой и силой.

    Всею нашей судьбой.

    Берегите Россию -

    Нет России другой.

    Конспект занятия на тему:
    «О, Русь моя!» в старшей группе

    Программные задачи:

    - расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

    - воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

    - развивать познавательный интерес у детей;

    - продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

    - воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

    Активизация словаря:

    Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон – плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан – лагерь, миновала, лютые – жестокие, злые, гостеприимные, холст.

    Подготовительная работа:

    - чтение былин;

    - рассматривание иллюстраций к былинам;

    - разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

    Ход занятия:

    (Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья.)

    Воспитатель:  Ребята, какую хорошую песню и танец вы   исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

    Дети: Россия

    Воспитатель:   Россия – это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

    Дети: это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад;

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная семья:

    И тропинка, и лесок,

    В поле каждый колосок.

    Речка, небо голубое

    Это всё моё родное.

    Слышишь песенку ручья –

    Это Родина моя!

    Детский сад, мои друзья –

    Это Родина моя!

    Всех люблю на свете я

    Это - Родина моя!

    Воспитатель:   Наша Родина большая, богатая и красивая. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

    Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл – станиц. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

    А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки – мирные, трудолюбивые люди – славяне.

    Дети: Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце – это жар-птица, мороз – это Кощей Бессмертный, вьюга – это Баба Яга.

    Воспитатель: - Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

    Дети:  Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили: «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

    Воспитатель:   Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными, т. е. верили в разные приметы, природные явления которые для них были предсказаниями будущего.

    Дети: вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры, а в других странах оружие делали.

    Воспитатель:   Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

    Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка.

    Воспитатель:   Ну-ка! Молодцы! Мальчики-богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

    Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»

    - Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

    Дети:  Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод – все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего.

    Воспитатель:   Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

    Дети: Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

    Воспитатель:  Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй – это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

    Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

    (инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

    Ребёнок:   Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей малых, и девушек, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах – сжигали всё дотла.

    Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

    Воспитатель:  Вот так начинается история об Авдотьи -Рязаночке.

    Хвастал хан Батый:

    Как сожгу сперва я Русь,

    Так и к немцам доберусь.

    И со всей своей ордой –

    Налечу на них грозой.

    Ребёнок:  Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

    Ребёнок:   А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

    Воспитатель:   Среди убитых искала своих родных - не нашла. Среди сожжённых - не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли   родных ей людей в полон  враги лютые. Долго-ли, коротко-ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы – не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла – не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И, наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

    Хан Батый:   Кто такая? Зачем пришла?

    Авдотья-Рязаночка: - Авдотьей меня зовут – прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

    Хан Батый:  Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

    Воспитатель:   Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

    Хан Батый:   Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

    Авдотья-Рязаночка:   Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

    Воспитатель:   Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал хан цветок, удивился, глазам своим не поверил.

    Ребёнок:   долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

    Авдотья-Рязаночка:   Вот хан  родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

    Хан Батый:    Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

    Воспитатель:  Страшный выбор стал перед Авдотьей.

    Авдотья-Рязаночка:   Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

    - Я молода и снова могу выйти замуж.

    - Будет у меня муж, родится и сын – постоять за Русь.

    - Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

    - А без брата на Руси человеку нельзя быть.

    - без родной кровной родни не отстоять земли русской.

    - отпусти со мной брата, хан!

    Хан Батый:   Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

    Ребёнок:   Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

    Воспитатель:  Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

    Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

    А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

    Дети: Александр Невский – он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов – они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский – воевали с фашистскими захватчиками.

    Воспитатель:   Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

    Дети:  «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

    Ребёнок:

    Слава! Слава! Родной Руси!

    Не скакать врагам по нашей земле,

    Не топтать их коням землю русскую,

    Не затмить им солнца красного

    Над Россией нашей!

    (В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)

    Конспект занятия на тему:
    «Граница» в старшей группе

    Программные задачи: 

    -воспитание интереса и уважения к воинам;

    -формирование представлений о службе пограничников;

    -развитие словарного запаса детей, познавательного интереса.

    Активизация словаря: Пограничник, часовой, застава, граница.

    Предварительная работа: Рассматривание физической карты мира с обозначенными границами Российской Федерации.

    Ход занятия

    Дети прослушивают музыкальную композицию «У высоких берегов Амура».

    Воспитатель:  Ребята, на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о солдатах охраняющих рубежи нашей Родины, о пограничниках (часовых). Послушайте стихотворение А. Барто «На заставе», а потом мы о нем поговорим.

    1. Как называется стихотворение, о ком и о чем оно?
    1. Что такое застава?
    2. Как в стихотворении говорится о заставе?
    3. Кто такие пограничники?
    4. Кто прибежал к пограничникам? (мальчик)
    5. Что мальчик рассказал пограничникам?
    6. Как об этом говорится в стихотворении? (дети вспоминают строки из стихотворения)
    7. Чем окончилась тревога на заставе?
    8. Вспомните, что сказал начальник мальчику?

    (Воспитатель читает стихотворение еще раз, дети по желанию повторяют его за ним.)

    Воспитатель:   Теперь посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она может называться? (дети предлагают свои варианты)

    Воспитатель:   Называется она «Пограничник», а написал ее художник Б.Окороков. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине  (вызываются 2-3 детей для составления рассказа).

    Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного: пограничники – это солдаты, охраняющие рубежи нашей Родины, покой и сон простых людей. Служба  пограничников интересна, тяжела и очень ответственна, все пограничники смелые, отважные, находчивые, выносливые бойцы и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к стихотворению «На заставе». (Рисование можно провести в свободное от занятий время)

    Содержательная часть

    Примерный план занятий на год

    с детьми старшей группы (5-6лет)

    Месяц

    Литература

    Задачи

    Сентябрь

    1.«Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

    Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности.

    2. «Что я видел» Б.Житков

    Воспитание патриотических чувств. Формирование  представлений о Москве, развитие интереса к изучению  главного города нашей страны.

    3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб.  И. Карнауховой.)

    Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости.

    Октябрь

    4.« Карасик» Н.Носов

    Воспитание правдивости и справедливости.  Формирование представлений о честном,   справедливом отношении к окружающим; обвинять другого в том, в чем он не виноват, -несправедливо

    5. «Ссоры с бабушкой» Л Воронкова

    Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро

    6. «Россия» Г. Цыферов

    Воспитание положительного отношения к народам нашей страны

    Ноябрь

    7.«Карасик» Н.Носов.

     «Почему» В Осеева

    Воспитание честности и справедливости. Формирование  сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов)

    8. «Кукушка» (ненецкая сказка)

    Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается

    Декабрь

    9. «Айога» (нанайская сказка в обраб. Д. Нагишкина)

    Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости

    10. «Почему армия родная» А. Митяев

    Воспитание уважения и благодарности воинам Российской Армии

    Январь

    11. «На заставе» А. Барто

    Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников

    12. «Айболит» К.Чуковский

    Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду

    13. «Серебряное копытце» П. Бажов.

    Воспитание доброты. Формирование представлений о доброте и отзывчивости

    Февраль

    14. «Финист –Ясный сокол» обраб. А. Платонова

    Формирование представлений о честности, справедливости, добре и зле.

    15. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

    Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости и скромности.

    Март

    16. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

    Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним

    17. «На льдине» Б. Житков

    Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости

    Апрель

    18. «Посидим в тишине» Е. Благинина

    Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, что нужно заботиться о матери

    19. «Квакша» К. Паустовский

    Воспитание гуманного отношения к животным

    Май

    20. «Самый красивый наряд на свете» (японск. сказка в обраб. В. Марковой)

    Формирование представлений о скромности

    21. «Серая Звездочка» Б.Заходер

    Воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле

    Чтение произведений художественной литературы для воспитания гуманных чувств, уважения к старшим, труду взрослых, формирования представлений о добре и зле в нерегламентированной деятельности детей

    Автор

    Воспитательные задачи

    А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С.А.Аксаков, П.П.Ершов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.А.Блок, С.А.Есенин, Ш.Перро, Г.-Х. Андерсен, М.Горький, С.Маршак, А.Барто, С.Михалков и другие.

    Задачи ставятся с учетом выбранного произведения и индивидуальных способностей детей.

    Примерный план занятий на год

    с детьми подготовительной к школе группы  (6-7лет)

    Месяц

    Литература

    Задачи воспитания

    1

    2

    3

    Сентябрь

    1. «Царевна – лягушка» (рус. нар. сказка в обраб. М. Булатова)

    Воспитание гуманных чувств. Формирование представлений о добре и зле, умения дать сравнительную оценку образам.

    2.С. Маршак. «Пожар»

    Формирование представлений о смелости, трудолюбии, доброжелательности.

    Октябрь

    3. Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про храброго зайца…» (из книги «Аленушкины сказки»)

    Формирование представлений о смелости.

    4. «Храбрый мальчик» (дагест. сказка  в обраб. М. Булатова)

    Формирование представлений о смелости.

    5.  Г. Цыферов. «15 сестер» (читается рассказ о ближайшей республике, контрастной по природе и характеру труда)

    Воспитание интереса и симпатии к народам нашей страны, желания узнавать об их быте, труде и отражать свои впечатления в играх. Формирование представлений о многонациональности нашего государства.

    Ноябрь

    6. К. Паустовский.

    «Кот-ворюга»

    Воспитание любви к животным. Формирование представлений о том, что животных нужно кормить, беречь, ухаживать за ними.

    7. С. Могилевская. «Сказка о громком барабане»

    Воспитание у детей чувства восхищения подвигом мальчика, желания быть на него похожим. Формирование представления о том, как боролись советские люди с врагами.

    8. С. Аксаков. «Аленький цветочек»

    Воспитание доброжелательности, чуткости. Формирование представлений о доброте и зле.

    Декабрь

    9. В. Одоевский. «Мороз Иванович»

    Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки.

    10. С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (славянская сказка)

    Воспитание сочувствия к несправедливо обиженным. Формирование представлений о добре и зле: зло наказывается, добро вознаграждается.

    Январь

    11. П. Бажов. «Голубая змейка»

    Формирование представлений о дружбе, доброте.

    12. Л. Толстой. «Два товарища»

    Формирование представлений о товариществе, о смелости и находчивости.

    Февраль

    13. В. Маяковский «Кем быть?»

    Воспитание положительного отношения и уважения к человеку – труженику. Формирование представлений о людях разных профессий.

    14. С. Вангели. «Парта Гугуцэ» (из книги «Шапка Гугуцэ», перевод с молд. В. Берестова)

    Воспитание желания учиться, развитие нравственно – волевых качеств, целеустремленности, настойчивости. Формирование у детей положительного отношения к учению.

    Март

    15. Л. Кассиль. «Твои защитники» (главы)

    Воспитание уважения к воинам, желания быть похожим на них. Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, защищавших страну от врагов.

    16. «Снегурочка» (рус. нар. сказка)

    Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки.

    17. Г. Виеру. «Мамин день» (перевод с молд. Я Акима)

    Воспитание уважения и любви к матери.

    Апрель

    18. «Голубая птица» (туркм. сказка в обраб. А Александровой и М. Туберовского)

    Воспитание отрицательного отношения к плохому и положительного – к хорошему. Формирование представлений о доброте и зле, способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев сказки.

    20. Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»

    Воспитание доброты. Любви к природе и животному миру. Формирование представлений о необходимости беречь природу и заботится об ее сохранности.

    21. «Василиса Прекрасная» (рус. нар. сказка в обраб. А. Афанасьева)

    Формирование представлений о доброте и зле (добро побеждает, зло наказывается). Формирование способности характеризовать образы сказки.

    Май

    22. А. Толстой. «Желтухин» (глава из книги «Детство Никиты)

    Воспитание чуткости, заботы о животных. Формирование представлений о доброте. Умение дать характеристику образу мальчика.

    23. Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка» (перевод с датского А. Ганзен)

    Воспитание доброты, чувства прекрасного. Формирование представлений о непредвзятом, справедливом отношении к человеку.

    24. М. Пришвин. «Ребята и утята», «Золотой луг»

    Воспитание гуманного отношения к животным, любви к природе, наблюдательности. Формирование представлений об окружающей природе, ее особенностях.

    Чтение произведений художественной литературы для воспитания гуманных чувств, уважения к старшим, труду взрослых, формирования представлений о добре и зле в нерегламентированной деятельности детей

    Автор

    Воспитательные задачи

    Н.Носов, Е.Пермяк, А. Барто, Я.Аким, С.Михалков, Л.Толстой, В.Катаев, К.Ушинский, В.Железняков, А.Куприн, В.Бианки, Е.Чарушин, М.Пришвин, Б.Житков, С.Сахарнов, Н.Носов,  

    Задачи ставятся с учетом выбранного произведения и индивидуальных способностей детей.

    Обеспечение реализации работы

    Реализация работы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.

    Нормативно-правовое обеспечение

    Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав человека, Закон РФ «Об образовании»,

    Кадровое обеспечение

    Обеспечение готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к решению проблем и современных задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является ключевым вопросом всей предстоящей работы по реализации работы.

    Подготовка педагогических кадров к организации воспитательной деятельности в целом и духовно-нравственного воспитания в частности требует существенных изменений. В связи с этим необходимо осуществление следующих мероприятий:

    Мероприятия

    Срок

    Исполнитель

    1.

    Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и переподготовки педагогических кадров по проблемам духовно-нравственного воспитания в ДОУ

    2.

    Обобщение опыта работы педагогов - практиков в области воспитания детей по теме

    3.

    Включение в программы семинаров, курсов повышения квалификации педагогов ДОУ вопросов и заданий по духовно-нравственному воспитанию детей

    Научное обеспечение

    Комплекс исследований по обеспечению работы предусматривает последовательный системный анализ духовно-нравственного воспитания детей, создание оригинального комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов в ДОУ. Основными направлениями исследований в области воспитания являются:

    1. анализ состояния проблем духовно-нравственного воспитания, формирование мониторинга воспитательной деятельности в ДОУ;
    1. разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического комплекса средств психолого-педагогической поддержки воспитанников;
    2. поддержка инновационной воспитательной практики в ДОУ

    Мероприятия

    Срок

    Исполнитель

    1.

    Разработка и реализация программ по воспитанию у подрастающего поколения устремления к высшим духовным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование чувства ответственности за сохранение ее достижений

    2.

    Поддержка развития в ДОУ мероприятий по важнейшим направлениям формирования духовной личности

    3.

    Проведение научной дискуссии «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях»

    4.

    Проведение научно-практической конференции «Духовность и образовательный процесс»

    5.

    Разработка методических рекомендаций по проведению Дня Культуры в ДОУ

    6.

    Разработка мероприятий, учитывающих специфику духовно-нравственного воспитания в детских садах

    7.

    Разработка критериев уровня социальной компетенции и уровня воспитанности детей ДОУ

    8.

    Проведение семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи

    Программно-методическое обеспечение

    Для реализации духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных условий развития воспитания

    Мероприятия

    Срок

    Исполнитель

    1.

    Обеспечение  методическими  пособиями  по реализации работы  духовно-нравственного воспитания в ДОУ

    2.

    Разработка рекомендаций по защите подрастающего поколения от информации и материалов, наносящих вред их благополучию, нравственности, духовности

    3.

    Разработка проектов по использованию СМИ в целях духовно-нравственного воспитания детей ДОУ

    4.

    Проведение родительской конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания детей

     

    5.

    Работа со средствами массовой информации по освещению лучшего опыта организации воспитательной работы по теме

    6.

    Создание базы данных передового опыта, систем воспитания по каждому направлению духовно-нравственного развития детей

    7.

    Создание методички для родителей по духовно-нравственному воспитанию

    8.

    Разработка примерного перспективно-тематического планирования по теме

    15.

    Организация конкурсов, презентаций лучшей модели воспитательной работы по формированию духовно –нравственного воспитания детей ДОУ

    16.

    Разработка критериев уровня воспитанности детей ДОУ

    Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

    Единство требований,  предъявляемых детям в детском саду  и семье, возможно лишь при прочно установившемся доверительном контакте ДОУ и родителей.

    Формы и методы работы с родителями

    Содержание работы с родителями

    Индивидуальная работа

    1. беседы

    2. памятки

    «Телевидение в жизни вашего ребенка»

    «Учите детей быть вежливыми»

    «О культуре поведения»

    «Пример окружающих в воспитании детей»

    «Учите детей любить природу»

    «О честности и правдивости»

    «Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

    «Формирование волевых качеств»

    «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности»

    «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

    Коллективная работа

    1. собрания общие

    2. групповые консультации

    3. конференции

    4.  мастер–классы

    Уголок для родителей

    1. папки-передвижки

    2. информационные блоки

    Тематические выставки

    Дни открытых дверей

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

    Сергино 2010г

    Нравственность – показатель воспитанности

                                                                     

         Подготовила:                                                                                                                     зам зав по ВМР                                                                                                С.А.Поварницына


    Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам этической морали. Антон Семенович Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые из нас. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению некоторые, родители считают, что воспитание культуры поведения, навыков общения, нравственности, этики, морали – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребенок!» Тем временем ребенок растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что, встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться, уступить место; в общественном транспорте, пробираясь к выходу, расталкивать людей локтями неприлично; привлекать внимание окружающих громкими разговорами – признак невоспитанности. Если ребенка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать, как не надо.

    Женщина нечаянно рассыпала апельсины. Неподалеку шестилетний мальчик наблюдает, как взрослые люди, согнувшись, собирают раскатившиеся в разные стороны апельсины.

    -Вот еще два возле ящика,- подсказывает он другим, сам, оставаясь на месте.

    - А ты что же не помогаешь нам? – дружелюбно обратилась к нему одна из женщин.

    -А я что ли их рассыпал?!

    По этому ответу, выражающему удивление, нетрудно догадаться, что он так поступает не потому, что ему тяжело нагнуться, а потому, что не знает, как в подобной ситуации следует себя вести.

    Считается, что главное достоинство человека – в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя и образован и  начитан, но в общении с людьми развязан и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.

    Формирование нравственности не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними  формами ее проявления существует тесная связь. Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Детский сад по сути своей призван воспитывать ребенка во всех направлениях, дать первоначальные знания в различных дисциплинах. Воспитание нравственных качеств ребенка, одна из таких дисциплин реализующихся в нашем ДОУ

    Методы нравственного воспитания детей в ДОУ

    Велик для ребенка авторитет воспитателя. Практически все дети, придя  домой, говорят слова: «А мне так воспитательница сказала сделать, а мы сегодня делали то-то, то-то». Мнение воспитателя, с которым ребенок находится во взаимодействии в течение всего дня очень значимо для него. И это очень важно. Но иные родители нередко подрывают авторитет воспитателя, начинают при детях критиковать детский сад, воспитателей. Они могут сказать: «Мало ли что говорит твоя воспитательница», «Знаю я, как вас там учат; делай,  как я тебе говорю». Таким образом, родители наносят ущерб воспитательскому авторитету, играющему важную роль в воспитании дошкольников, а отсюда и нежелание ребенка посещать детский сад и грубые высказывания в адрес, как воспитателей, так и сверстников. Ведь авторитетным примером для ребенка является родитель и если ребенок видит, что родитель позволяет себе

    нелестно отзываться о той или иной ситуации или человеке, то и ребенок, перенимая опыт родителя, во всем подражая ему, переносит этот опыт в общение с другими.

    Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети - зеркало родителей, вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

    Жизнь семьи, поведение родителей в значительной степени определяют формирование нравственных качеств ребенка. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

      Нравственное развитие ребенка осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и родителями. Взаимодействие, взаимное влияние, взгляд на вопросы нравственного воспитания детей в одном направлении родителей и детского сада, позволят воспитать истинных граждан нашей страны.

    Библиография

    Азбука  поведения /Сост. М. И. Воротынова.- Алма-Ата: Кайнар, 1990.-416с. ( Серия: «Сельская семья: культура, эстетика, быт»).

    Гарбег Е. Ребенок от рождения до школы.- М.: Школьная Пресса, 2001.-112с  (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу  «Воспитание школьников». Вып. 21).

    Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1984.-272 с., ил.- (Б-ка воспитателя дет. сада).

    1.Что, означает понятие «культурно-гигиенические навыки»?__________________________

    _______________________________________________________________________________

          2.По Вашему мнению, нужно ли прививать ребенку культурно-гигиенические навыки?

    1.  Да
    2.  Нет
    3.  Иногда
    4.  Всегда

    3.Какие культурно-гигиенические навыки прививаются ребенку в Вашей семье?                 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          4.Что такое нравственность? ______________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

          5.Что, означает понятие «речевой этикет»?  _________________________________________

    ______________________________________________________________________________

          6.Знаете ли Вы, как правильно сервировать стол?

    1. Да
    2. Нет
    3. Частично

          7.Знаете ли Вы, как правильно пользоваться столовыми приборами?

    1. Да
    2. Нет

          8.Чем (должно, может) отличается поведение ребенка в семье и в общественных местах?

    1. Дома:________________________________________________________________
    2. В общественном транспорте ____________________________________________
    3. В магазине ___________________________________________________________
    4. В детском саду _______________________________________________________    

    9.Считаете ли Вы, что Ваш ребенок воспитан  (в чем это проявляется)? _________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо

     

    Методы нравственного воспитания детей в ДОУ

    Наиболее важные нравственные качества,

     которые мы хотим видеть в наших детях.

      Нравственное развитие ребенка осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и родителями. Взаимодействие, взаимное влияние, взгляд на вопросы нравственного воспитания детей в одном направлении родителей и детского сада, позволят воспитать истинных граждан нашей страны

    Библиография


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

    Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

    Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

    Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает...

    Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки....

    Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

    Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

    Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

    Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...