Уникальные подразделения ижемцев и ненцев помогли победить в Великой Отечественной
занимательные факты (подготовительная группа)

Асият Абидова Кадировна

Участие оленеводов Коми в ВОВ. Рассказ о том, как олени и оленовды яростно боролись в ВОВ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уникальные подразделения ижемцев и ненцев помогли победить в Великой Отечественной

Защищать северные рубежи родины отправились тысячи ижемских, ненецких, саамских и мансийских оленеводов. Карельский фронт, где они воевали, стал единственным участком границы СССР, который не смогли перейти фашистские захватчики.

Впервые в истории войн длительные и масштабные боевые действия велись в условиях полярной зимы. На заполярной линии Карельского фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, лошади) в тундре было практически невозможно из-за бездорожья, глубокого снежного покрова и сложного рельефа местности. И лишь олени-вездеходы могли бегать по тундре, заснеженным сопкам и горным ущельям Кольского полуострова. Даже оказавшись в ледяной воде, олени передними копытами ломали ледяную кромку, пробивались к прочному льду и вытягивали нарты с грузом. К тому же северный олень сам добывает себе корм в тундре и в лесу, он не боится холода и вьюги, не нарушит тишины, и даже раненый не издаст звука.

В декабре 1941 года аргиши из Коми двинулись по тундре на запад, в сторону Архангельска. Переходы происходили в тяжелейших условиях. Стояли крепкие морозы. С собой приходилось везти чумы, печки, продукты и одежду.. Олени, которые шли первыми, съедали корм на своем пути. Тем же животным, которых гнали следом, оставалось довольствоваться значительно меньшим количеством еды. В феврале-марте 1942 года из уроженцев Ненецкого округа и Коми АССР сформировали оленно-лыжные батальоны. В начале марта, после четырех недель подготовки, оленная армия прибыла на Карельский фронт.

 «В декабре 1943 года на шести оленьих упряжках совершили глубокий рейд в тыл противника, прошли без малого 250 километров. Люди и олени были одеты в маскировочные халаты. На обратном пути забросали гранатами опорный пункт врага. Взяли в плен двух гитлеровцев. Однажды в разведке получил ранение в ногу, но с помощью товарищей добрался до своих».

Из воспоминаний Ивана Ивановича Чупрова из села Кипиево: «Помню, на четырех упряжках вышли мы в тыл к немцам. На каждой нарте сидели два бойца – солдат с автоматом и пастух с винтовкой. К нартам привязали две пары лыж. Наш передний край остался позади. Мела поземка. Зрение у меня тогда было хорошее. Наша упряжка двигалась впереди остальных. Вижу: пять вражеских лыжников направляются в нашу сторону. Командир приказал мне перерезать им путь к отступлению. Завязалась перестрелка. Одного застрелил, другие подняли руки. Для уничтожения вражеского опорного пункта командование полка решило привезти реактивный миномет – «Катюшу». Установили его на широкие доски, своеобразные лыжи. Командир приказал мне подогнать четыре оленьи упряжки. С помощью них миномет доставили к переднему краю. Как огненные стрелы, полетели в сторону врага реактивные снаряды, от вражеского опорного пункта остались одни головешки. После стрельбы установку быстро перевели в походный порядок, и оленьи упряжки потащили их к дороге. Командир части перед строем объявил мне благодарность. В последние дни февраля 1943 года мне приказали доставить пакет в соседнюю часть, расположенную в 25-27 километрах от нашей базы. На обратном пути, чтобы не стать добычей вражеского летчика, решил держаться ближе лесочка. Не дойдя до первых деревьев, увидел самолет, сделавший вынужденную посадку. Летчик, видно, сильно замерз. Я посадил его на свои нарты и доставил в наш медпункт».

На оленях во время войны с линии фронта и из тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдата, перевезено к переднему краю восемь тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета. В грузовую нарту запрягали трех ездовых оленей, в легковую – четыре-пять. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до трехсот килограммов груза, в январе-феврале – не более двухсот, а весной – лишь сто килограммов. На грузовой нарте можно было перевезти пять тысяч винтовочных патронов, или десять тысяч автоматных, или полторы сотни «лимонок». За сутки аргиши проходили 35-40 километров, а при форсированном марше и до 80 километров.

Поначалу враг игнорировал оленьи обозы, но понял, что это серьезная сила на фронте, и бойцам оленно-лыжных батальонов стало небезопасно курсировать даже в темное время. Немецкие истребители и штурмовики охотились за оленеводами, расстреливали упряжки из пулеметов. С 1943 года оленей для маскировки стали одевать в белые попоны, а нарты и хореи перекрашивали в белый цвет.

Из воспоминаний Николая Антиповича Рочева из села Кипиево: «Вражеские летчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарты, летчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку. Если не удавалось бойцу-оленеводу до рассвета добраться до базы, а такое случалось довольно часто, то боец старался использовать для укрытия крутой берег реки, скалу, завести упряжку в лесочек. Как-то на передний край на нескольких упряжках везли мины, патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лед какой-то небольшой речушки у одного пастуха сломались нарты. Пока перекладывали груз на другие нарты да перевязывали его, времени прошло много. На передний край пришли с большим опозданием. На обратном пути нас нагнали два вражеских самолета. Почти всех оленей перебили. Из пастухов ранили одного».

Одной из задач оленных частей являлась эвакуация раненых, которых подбирали в радиусе до десяти километров от полевого медпункта.

«Много раненых на войне наши олени спасли, – вспоминает один из ветеранов. – Раненый человек, потеряв много крови, замерзает. Оленья шкура тепло хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь».

Не менее важной считалась задача доставки грузов и срочных донесений, а также офицеров связи по бездорожью в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. Опасной была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в малодоступной местности. Отдельно вывозили моторы с подбитых машин. Авиамотор весил не менее пятисот килограммов, и, чтобы его вывезти, мастерили большие нарты, в которые впрягали до двадцати оленей.

Олени отлично проявили себя даже в морских десантных операциях. «Однажды мы проводили крупный десант в тыл противника. Сопровождали десантные операции олени. В двух-трех километрах от берега мы накреняли верхнюю палубу корабля и таким образом сбрасывали их в воду. Причем олени доплывали до берега быстрее шлюпок», – вспоминал один из ветеранов.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции 1944 года были прорваны немецкие оборонительные позиции. Преследуя отступающие вражеские войска, 14-я армия Карельского фронта пересекла финскую, а затем и норвежскую границу. В ноябре 1944 года Карельский фронт расформировали. К тому времени из десятитысячного стада уцелело чуть более тысячи оленей, остальные погибли. Война для оленей закончилась, но боевой путь ижемцев продолжался. Многие из них впоследствии уже в составе других частей принимали участие в освобождении Чехословакии, в разгроме фашистских войск на территории Германии, а позднее и в войне с Японией. В 1947 году часть оленеводов-воинов направили на Чукотку.

Оленеводов мобилизовали и с другой стороны фронта..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный  70-летней годовщ...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...