Статья "Использование кинезиологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста"
статья

Зубова Любовь Андреевна

В статье рассказывается о том что такое кинезиология, даны примеры кинезиологических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kineziologii.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование кинезиологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги!

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений и современных наук.

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь  Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.

Предлагаю еще раз уточнить наши представления о том, что такое   кинезиология и кинезиологические игры?

-Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. 

-Кинезиологические игры и упражнения - направлены на развитие  мелкой  моторики и психических процессов, возможностей деятельности мозга в целом.

-Считается, что главной особенность их является то, что они способствуют установлению  деятельности двух  полушарий мозга. А развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

 Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

После выше сказанного, думаю вы все согласитесь что использование кинезиологических игр и упражнений является актуальным в свете современных требований  и проблем в развитии детей дошкольного возраста. Стандарт дошкольного образования ориентирует нас педагогов на использование современных технологий и приемов в работе с дошкольниками, среди которых игровые технологии и приемы , занимают  особое  место  , и таковыми являются кинезиологические игры и упражнения.

Проанализировав методические материалы по теме, я определила что выделяют три блока комплекса игр и упражнений.

1.Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга: это дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.

2. Второй блок: упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно-латерального характера.

3.Третий: упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера)

Комплексы кинезиологических  упражнений  и игр включают в себя:

растяжки, дыхательные упражнения,  глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Предлагаю вам с ними познакомиться, их использование   не требуют специфических навыков и умений у детей и педагогов.

 Итак, для начала давайте поприветствуем  друг друга.

Я буду проговаривать слова игры, а Вы выполняете движения вместе со мной.

Пальчиковая игра «Ладошки».

Поднимите, Вы ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять 1, 2, 3, 4, 5

Продолжайте потирать.

Мой сосед такой хороший,

Я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора.

Крикнем дружное: Ура!

(выполнение движений по тексту)

1.Упражнение «Ухо – нос»

Упражнение активизирует внимание, улучшает мыслительную деятельность, согласовывает деятельность обоих полушарий мозга, способствует запоминанию, развивает внимание.

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за противоположное ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

2.Упражнение «Кулак-ладонь»

Упражнение повышает устойчивость внимания, повышает уровень запоминания.

Правая рука сжата в кулак, левая лежит ладошкой вниз. Выпрямляем правую руку, левую одновременно сжимаем в кулачок. Чередуем руки.

3.Упражнение «Ладушки - оладушки».

Упражнение активизирует зону полушарий, обеспечивает уровень мышления, координацию в пространстве.

Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука лежит ладонью вверх. Одновременная смена позиций со словами: «Мы играли в ладушки, жарили оладушки. Так пожарим, повернем, и опять играть начнем».

4. Упражнение «Колечки»

Упражнение развивает мелкую моторику. Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Так же с помощью  кинезиологическими  играми  могут быть отдельные сказки и стихотворения,  которые можно  инсценировать. Давайте попробуем.

Сказка «Обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики (левый кулачок на стол) 

и Кики. (Правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. 

(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. 

(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.

(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.

(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им. 

(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).

А потом друзья стали танцевать. 

(Упражнение  «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Литература:

1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - Москва, 2000

2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008

3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000

4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей на тему: "Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Памятка - буклет для родителей на тему: "Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"...

Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста

laquo;Гимнастика мозга» - ключ к развитию способностей ребёнка.Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий-левого и правого.Каждое из них является не зерк...

Буклет "Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста в домашних условия"

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....

Памятка "Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Что такое кинезиология и чем они полезны для дошкольников? Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения ("гимна...

СамообразованиеИспользование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.

Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение,о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Презентация педагогического мастер-класса "Использование кинезиологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса представлена на конкурс "Искусство быть в профессии". В ней раскрыта актуальность выбранной темы; что такое кинезиология и кинезиологические игры и упражнения. Есть...

Проект в старшей группе"Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах".

В данный проект включен комплекс кинезиологических упражнений,которые позволяют отимизировать деятельность головного мозга....