Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"
методическая разработка

Семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Но часто родителя боятся обратиться  за помощью к специалисту, пытаясь справиться в одиночку. Причиной является недопонимание родителями специфики деятельности педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. В итоге результат не всегда положительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar-praktikum.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для родителей

«Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ»

Участники: Мосина О. А., учитель-логопед, Николаева В.В., социальный педагог, Новикова Н.И., педагог-психолог, родители воспитанников Средней группы А и Средней группы Б.

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.

Задачи:

Создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения помогать друг другу и принимать помощь.

Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

План семинара-практикума

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть — теоретическая. Сообщение темы с использованием презентации «Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ».
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.

Организационный момент

  1. Приветствие участников семинара.
  2. Знакомство с темой семинара-практикума.
  3. Заполнение анкеты. (вариант 1)

Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Но часто родителя боятся обратиться  за помощью к специалисту, пытаясь справиться в одиночку. В итоге результат не всегда положительный.

Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями:

  1. Недостаток времени.
  2. Психическая и физическая усталость.
  3. Негативное отношение.
  4. Недостаточная информированность родителей об особенностях деятельности специалистов ДОУ.

Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. А также хотим познакомить вас с особенностями работы психолога, социального педагога, логопеда в ДОУ.

Для начала, чтобы нам познакомиться, немного адаптироваться, давайте поиграем в игру «Давай знакомиться».

Игра «Давай знакомиться»

Цель: познакомить всех членов коллектива, установить контакт между присутствующими.

Описание: Родители и педагоги по очереди называют свое имя и комплимент-описание, который должен начинаться на первую букву его имени.

Практическая часть

 Педагог-психолог – не врач-психиатр. Это специалист с высшим психологическим образованием, который не ставит диагноз, не выписывает лекарств, а создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.  В своей работе педагог-психолог реализует следующие направления: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психо-коррекционная работа.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться  воображение, в связи, с чем могут появиться  различные страхи и тревожность, с которыми ребенок неспособен справиться самостоятельно. Психолог помогает  ребенку справиться со страхами и тревожностью, которые могут стать в дальнейшем препятствием для школьного обучения. Кроме того, не маловажную роль играет развитие эмоциональной сферы, поскольку в среднем дошкольном возрасте у детей появляется потребность в общении со сверстниками.  Зачастую дети  не понимают чувства и эмоции других людей, а так же неспособны адекватно проявлять свои, в связи, с чем возникают конфликты и круг их общения сужается.  Психолог же расширяет знания ребенка в сфере эмоций и чувств, учит способам выражения эмоций и самоконтроля.

 Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: развитие умения понимать  и передавать эмоции с помощью средств невербального общения (мимика, пантомимика)

Материал: карточки с названиями эмоций (схематичными изображениями)

Ведущий раздает всем присутствующим карточки с эмоциями. Участники по-очереди должны показать свою эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика), остальные угадывают.

Социальный педагог

Мало кто знает, чем и как занимается социальный педагог в детском саду.  Как координирует свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, родителями)?

Наверняка, все эти и многие другие вопросы  возникают у родителей. Мне, как социальному педагогу отводится основная координирующая, правозащитная роль, так как именно социальный педагог может оказывать помощь и детям и родителям.

Цель моей работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.

В нашем мире, социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Упражнение «Башмачки счастья»

Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию жизненных трудностей.

Задачи: осмысление того, что реальная жизнь без трудностей невозможна; развитие навыков жизнестойкости, формирование умений конструктивного решения проблем; осознание значимости поддержки социального окружения в трудных жизненных ситуациях.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Башмачки счастья».

У Г.Х. Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Иными словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Процедура выполнения: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе (Например: на работе задержали зарплату – можно сэкономить на чем-то, можно сесть на диету). Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Учитель-логопед

Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста.

Учитель-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь. Таким образом, результатом логопедических занятий является красивая, выразительная, грамматически правильная речь.

Я предлагаю вам упражнение на обогащение словарного запаса. Мы с вами сейчас будем работать над созданием синквейна. Наиболее слабой стороной у детей является употребление прилагательных. Синквейн помогает обогатить и расширить лексику ребенка.

Синквейн – это пятистрочная нерифмованная строфа стихотворения. Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания, выделять главную мысль текста.

Есть определенные правила составления синквейна:

- первая строка – одно слово. Обычно существительное, отражающее главную мысль;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие предмет;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия;

- четвертая строка – фраза из нескольких слов, которая показывает отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым и отражает сущность темы.

Например: 

Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Упражнение по составлению синквейна со словом: дети, родители, помощь.

Игра «Клубочек»

 Цель: воспитывать чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в группе, чувства единства.

Материал: клубок прочных ниток.

Психолог, социальный педагог, логопед и родители стоят в кругу. Психолог обматывает большой палец правой руки ниткой; затем передает клубок родителю, ласково называя его по имени. Клубок передвигается к следующему родителю. Все родители соединяются ниточкой. Клубок должен вернуться к психологу, проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев. Психолог обращает внимание родителей на то, что ниточка не порвалась, и мы взрослые должны приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было комфортно жить в обществе. А мы – взрослые должны , как единый механизм, помогать нашим детям.

Заключение

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом....

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.Задачи:Создать условия для самор...