«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.
презентация по теме

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_2010.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прогимназия НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть»

 «Мостик понимания  

между родителями и педагогами»

Педагог-психолог

 Плешакова Римма Рафкатовна

Альметьевск

 август, 2010

(Слайд № 1) Мы не раз слышали фразу, что дети – цветы жизни. За детьми и за цветами, нужно ухаживать: воспитывать, любить, кормить, закалять и т.д. Вокруг ребёнка – и родители, и родственники, и друзья, и воспитатели. Представьте, что у цветка много садовников, которые хотят, чтобы он рос, даже имея благие намерения. Что получится? Поливают много, одни добавляют одно средство, другие – другое и всё, чтобы он рос, развивался… и не понятно, почему цветок гибнет или пытается вопреки всему найти свои вылазки, скрытые от «доброжелателей». Вот так же и дети.

В Законе “Об образовании” сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь. Мы не должны действовать атакой, акцентируя внимание на том, что мы (педагоги и психологи) всё знаем лучше, чем вы и поэтому слушайте нас и делайте, как мы вам скажем. К сожалению, это может вызвать лишь защитную реакцию родителей. А ведь нам не нужно, чтобы они защищались от нас, нам нужно, чтобы они захотели с нами сотрудничать, обращаться к нам за ответами на свои вопросы.

 (Слайд № 2) Нужно помнить о том, что:

1. Родители действительно тоже устают на работе.

2. Их ждут домашние дела.

3. Они не хотят показаться некомпетентными, и они читают «разную» литературу.

4. Родители часто говорят: «Мы (или государство) платим – вы работайте»

5. «Спасибо» (в кавычках) телевидению – за огромное количество программ и фильмов о «плохих педагогах», которые рисуют в мыслях людей негативный ряд ассоциаций на тему дошкольных и школьных учреждений.  И т.д.

(Слайд № 3) В связи с этим взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами:

  1. Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
  2. Находиться в партнёрской позиции с родителями.
  3. Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять нам.
  4. Мотивировать родителей к взаимодействию с психологом различными способами.
  5. Использовать активные методы взаимодействия.

(Слайд № 4) Давайте рассмотрим наиболее эффективные, как показала наша практика формы взаимодействия с родителями.

Взаимодействие – это обоюдный процесс. И нам очень важно знать о том, что знают и думают о нас родители воспитанников.

(Слайд № 5) Установить “обратную связь” с родителями, учесть их пожелания и интересы нам помогают анкеты (опросы, сайт в Интернете). При этом анкетирование должно быть интересно самим родителям и состоять только из тех вопросов, которые действительно имеют значение и будут способствовать развитию данного ДОУ. Иначе родители ответят на вопросы формально.

С целью выявления источников информирования родителей города о прогимназии, мы  провели анкетирование среди тех родителей, которые желают водить своих детей в наше образовательное учреждение.

       В анкетировании приняли участие 46 семей, из которых:

 15 семей (33 %) – это те, кто приводят в прогимназию уже не первого ребенка. Они сами были свидетелями и участниками образовательного и воспитательного процесса прогимназии.

 28 семей (60 %) – это те, кто услышал о прогимназии от тех, чьи дети посещали наше учреждение (это знакомые, родственники, друзья, коллеги по работе)

 3 семьи (7 %) – из рекламных источников: ОАО «Татнефть», НГДУ «Ямашнефть», ТV.

 Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга. А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство искажённости.         (Слайд № 6) Родители очень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду. Как они могут получить информацию об этом?

1. Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают. Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте… Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам. Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.

2. Кроме этого, можно устраивать: «Дни открытых дверей», «Дегустацию блюд», «Видео- и фото- просмотры». Ведь иногда, забежав на минутку, родители могут почувствовать неприятный запах, например, варёной капусты, и, не успев даже подумать, что на кухне варится вкусный борщ, надолго сохранят где-нибудь глубоко в душе, что их ребёнка кормят отвратительно.

(Слайд № 7) Педагогам необходимо принимать во внимание условия воспитания ребенка в семье для того, чтобы подобрать адекватные методы обучения и коррекции с учетом индивидуальных особенностей детей, поэтому  в начале года составляется социальный паспорт на каждого ребёнка.

 (Слайд № 8) Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «непедагога» и интересной. Вместо привычных скучных родительских собраний мы проводим тренинги, игры, занятия, инсценировки (где принимают участие родители со своими детьми), консультации, круглые столы, конференции в форме дискуссии, где родители в непринуждённой форме получают ответы на свои вопросы.

Устраиваются «Творческие лаборатории». Например, в «Мастерскую Деда Мороза» родители сами с удовольствием заглядывают, потому что только там они могут изготовить оригинальный подарок для своих близких, который не найдёшь ни в одном магазине.

Информационные стенды также не должны быть загружены информацией, напечатанной мелким шрифтом. Она не интересна и не читаема. Что вы читаете, когда гуляете по улицам города (я уже не говорю «когда вы торопитесь с работы домой)? Конечно же, только броские и яркие афиши, заинтересовавшие вас слова. Делайте броские названия, призывы. А информацию оставляйте минимальной и доступной. Необходимую информацию  - в «Буклет» - компактный, интересный и важный.

(Слайд № 9) В рамках недели психологии мы привлекаем родителей к участию в акциях.

  1. Акция «Давайте познакомимся», где родители вместе с детьми изготавливали самопрезентации для того, чтобы об их сыне или дочке узнали как можно больше людей.
  2. В акции «Угадай ладошку сына (дочки)» - задача родителей угадать отпечаток своего ребёнка. Чем он отличается от других отпечатков? Какие индивидуальные «изюминки» есть в их ребёнке, ведь мы все – «особенные».
  3. Акция «Скажем «Нет» недосказанным словам». Нам очень часто некогда разговаривать друг с другом, а впечатления и важные слова копятся и остаются непроизнесёнными. В течение всего дня у родителей была возможность высказаться. Поделитесь своими ощущениями от общения с сотрудниками. Сначала очень осторожно, а потом (со словами «Да мы ведь даже не знаем, как зовут поваров (коридорную), которые так вкусно готовят (чисто убирают)») писали всего пару слов - таких важных для всех.

(Слайд № 9) И напоследок! Нами был составлен Кодекс семейной культуры.

 Жили – были дети, и были у них родители… А может быть, наоборот, …Жили – были родители и были у них дети… Или нет: Жили – были мужчина и женщина, встретились они, полюбили друг друга и создали семью, но постойте… Мужчина и женщина – это никто иной, как мальчик и девочка… Так что же было вначале?

(Слайд № 10) (Отрывок из кодекса) Раздел II    Основные положения

В семье необходимо как можно чаще задавать себе вопросы:

  1. – Счастливы ли со мной мои близкие люди?
  2. – Помнят ли они о том, что я люблю их?
  3. – Учитываю ли я, при достижении собственных целей, цели близких мне людей?
  4. – Хватает ли близким людям моей заботы?
  5. – А всё ли я сделал для того, чтобы в моей семье были уют взаимопонимание, здоровье и ощущение счастья?
  6. – Часто ли мы навещаем своих родителей?

Все мы  хотим, чтобы наши дети росли счастливыми. Но, возможно, не все догадываются, что нужно, прежде всего, стать счастливым самому!

Ведь у счастливых родителей растут счастливые дети, словно с младенчества усваивая витамин любви и удачи, защищающий их от жизненных трудностей и невзгод.

Противоположного эффекта можно добиться, если постоянно жаловаться, ныть и угрюмо продираться сквозь жизненные тернии, осыпая проклятиями небо и злодейку-судьбу, которая лишила вас жизненного успеха. У таких родителей вырастают такие же унылые дети. Иногда их закомплексованность выражается в агрессии и вредных привычках, в полной растерянности и беспомощности перед жизнью.

“Счастье – это когда тебя понимают”. Я поздравляю всех педагогов с началом учебного года и желаю, чтобы вы всегда понимали родителей ваших воспитанников, а родители с пониманием относились к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

« Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»

      Письма для родителей это одна из форм работы с родителями. Они содействуют сближению между семьями и коллективом группы. Вовлечение семьи в жизнь группы является одной из п...

Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»

Воспитание не только должно развивать разумчеловека, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой....

Консультация для педагогов "Формы взаимодействия с родителями"

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....

Консультация для воспитателей "Воспитание родителей и нестандартные формы взаимодействия с родителями.

В консультации раскрываются вопросы актуальности взаимодействия педагогов   с родителями и семьями воспитанников ДОО, направления, цели и формы взаимодействия с родителями....