Годовой отчёт по самообразованию во второй младшей группе
материал

Екатерина Горячева

Годовой отчёт по самообразованию во второй младшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx141.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное    образовательное учреждение     «Детский сад №3 г. Льгова».

Годовой отчёт по самообразованию во второй младшей группе «Звёздочка» по теме:

 

«Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

                                                    Воспитатель: Горячева

                                                    Екатерина Вячеславовна.

                           

     

                         

                        Г. Льгов 2021-2022г

Педагог В.А.  Сухомлинский  писал ,что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От них ,образно говоря ,идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия ,тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного развития ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра.  Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.

 Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка  двигаются с той же скоростью что и рука.

 От того ,насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками ,зависит  его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание а так же словарный запас .

Хотелось бы начать с того ,что эта тема мне показалась значимой и актуальной ,поэтому я подробно занялась её изучением  через самообразование.

На начало года я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

На начало года был составлен план пальчиковых игр опираясь на соответствующие источники литературы.

 Был внедрён в работу с детьми массаж кистей рук.

 Прежде всего ,следует сказать что работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила с детьми во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения  старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Мной была составлена картотека игр для развития мелкой моторики рук.

 Для совершенствования ручной умелости в младшей группе мной  использовались :пирамидки, игрушки шнуровки, очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья». «Цветок». «Ежик», «Дом»).

Кроме игр и упражнений  развитию ручной умелости у детей способствали различные виды продуктивной деятельности  (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В младшей группе с детьми применялось рисование  не только кистью, но и нетрадиционным способом то есть  пальчиками ,ватными палочками. Использовалось рисование по трафаретам, штриховка.

На занятии по  лепке использовала  разнообразные приёмы (раскатывание прямыми и круговыми  движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учились с детьми  соединять детали путём         примазывания , сглаживания).

Применялись в лепке и нетрадиционные методы: лепка с  использоваением природного материала (семена, ракушки, крупы).  Регулярно проводился самомассаж кистей пальцев.

На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток ,обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур.

Я считаю ,особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путём сминания  кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определённые  места . Проводилась  на занятиях и конструирование из бумаги в технике оригами.

Большое внимание уделялось и чтению рассказов, потешек, стихотворений. Хотелось бы отметить что на протяжении всей работы над этой темой применялся и ручной труд: нанизывание бус, различные виды шнуровки.

Давала ребятам для игр пазлы, мозаики, проводилась работа со счётными палочками. Мной была  также составлена картотека схем со счётными палочками.

 Дети с удовольствием играли и в «Пальчиковый театр», такие игры очень благотворно влияют как на развитие речи каждого ребёнка, так и являются хорошим средством в  развитие движений.

С детьми  своей второй младшей группы «Звёздочка»  мной  проводилось множество разнообразных пальчиковых игр. Прежде всего потому ,что пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышают общий уровень организации мышления ребёнка. Упражнения по пальчиковым играм я подбираю в соответствии с возрастными особенностями.   Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно. Так например малышам предлагала упражнения на катание пальчиками  деревянных шариков, орехов различного диаметра.

Следует сказать что на развитие мелкой моторики рук детей ,благоприятное воздействие оказали игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания и их стержень, игры с карандашами .работа с тестом.

 Малышам очень интересно было раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребёнка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогатить словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения было видно что  они способствовали развитию у детей  координации движений,  у  ребят совершенствовалась деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти .Что оказывало благоприятное воздействие на развитие речи детей.

Изучая данную тему ,мной была проведена большая  работа с родителями, такая как:

Индивидуальные беседы в которых я советовала родителям учить ребёнка манипулировать предметами, что бы среди его игрушек обязательно были такие игрушки как строительный материал ,у мальчиков-машинки, конструкторы ,у девочек-куклы.

Рекомендовала родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы ,кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Проводила консультации по теме «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей по теме «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Были составлены памятки для родителей.

С помощью родителей изготовлен пальчиковый театр из бумаги: «Репка».

В свободное время были проведены пальчиковые театры: «Репка», «Колобок», были составлены с детьми новые сказки с использованием героев из разных сказок.

В конце проведённой работы по данной теме можно сделать вывод :о том ,что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, и  оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

             

                     Консультация для родителей

« Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

                                               Подготовила :Горячева .Е.В.

Мелкая моторика – это способность выполнять точные движения пальцами и кистями ног и рук в результате сформированных действий 3 систем: костной, мышечной, нервной. Очень важно развивать мелкую моторику у детей младшего возраста.

В область мелкой моторики входит колоссальное количество самых разнообразных движений. Первый навык мелкой моторики помогает нам совершать не только самые примитивные действия, например, взять что-нибудь в руки, но и более сложные действия, например, писать. От того как развита мелкая моторика и зависит почерк человека.

Было доказано учеными, что мелкая моторика рук очень тесно связана с речью ребенка. Ребенок у которого высоко развита мелкая моторика , умеет мыслить логически, рассуждать, соответственно, у ребенка развиты внимание, память, связная речь. Чтобы речь успешно развивать, нужно вести работу по развитию мелкой моторики рук с раннего возраста. Развивать моторику рук , внимание, речь детей младшего дошкольного возраста помогут пальчиковые игры. Важно, как говорят, педагоги и психологи, развивать мелкие движения пальцев рук. « Рука – это щупальца мозга» ( цитата И.М. Сеченов). Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, развивают речь, творческие способности, а также способствуют раскрепощению детей, поднимают им настроение. Пальчиковые игры также помогают развивать звуковую культуру речи. Развивая мелкую моторику ребенка, мы воспитываем эмоционально-волевую сферу ребенка. И поэтому важно с младшего возраста пальчики развивать. Чем больше малыш развивает свои пальчики, тем лучше и раньше развивается его речь. Вся работа для развития мелкой моторики ведется « от простого к сложному» от группы раннего возраста и до подготовительной группы. Уровень развития речи ребенка зависит от того, насколько развиты тонкие движения пальцев.

Движения пальцев рук и кистей имеют развивающее воздействие. На стопе и на ладони находится около тысячи важных, биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Занятия по развитию мелкой моторики рук надо вести постоянно по 10-20 минут в день. Предлагать разнообразные упражнения и игры, а лучше сделать картотеку.

Чаще детей маленького возраста оберегают от игр с мелкими деталями, т.к. они могут взять их в рот, сунуть в нос ит.д. Но такие занятия просто необходимы. Очень важны следующие игры:

- Игры с песком и с сыпучими веществами.

- Игры с крупами.

- Игры со шнуровками и веревками.

- Игры с пуговицами

- Нанизывание бус.

- Игры с прищепками.

- Упражнения с мячами.

- Игры с мозаикой.

- Пальчиковый театр.

- Закручивание крышек.

Игры со щетками для волос, с бигудями, зубными щетками.

Очень полезен самомассаж ладоней – массажными мячиками, грецкими орехами , пуговицами и т.д.

Но игры и занятия должны быть систематическими. Нужно придумывать на ходу какую-нибудь сказку. Например, идете гулять, можно помассировать ручку ребенку, при этом придумать сказку, больше разговаривать с ним, разыгрывать разные сценки.

Больше давать малышу право выбора, перепробовать как можно больше способов развития мелкой моторики. Но не занимайтесь всем и сразу. Для каждого ребенка должно быть все индивидуально. Пусть ребенок больше сам проявляет инициативы и больше фантазирует. Пусть игры вашего ребенка будут короткими, но они должны быть доведены до конца. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, помогают детям в дальнейшем уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, лепить и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.



Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у младших дошкольников»

Подготовила воспитатель: Горячева Екатерина Вячеславовна.

Многие родители слышали о развитии мелкой моторики рук у детей.

Зачем же нужно развивать мелкую моторику?

Физиолог И. П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

По исследованиям учёных, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, мышление,

память, воображение ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и готовности к школьному обучению.

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной, а в будущем и письменной речи ребёнка.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук.

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Все виды моторик заключаются в методике - Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе ;

во-первых - чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,

во-вторых - во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,

в-третьих - в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется - крупная моторика.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.

Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. 

Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте. Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

 Консультация по теме :«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Подготовила :Горячева Е.В.

 

Задачи:познакомить родителей с понятием «мелкая моторика руки», значением ее развития для ребенка, предложить игры и методики развития мелкой моторики руки ребенка в домашних условиях.

 

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. Д

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

Пальчиковая гимнастика.

 

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

 

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

 

- помогает развивать речь;

 

- повышает работоспособность головного мозга;

 

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

 

- развивает тактильную чувствительность;

 

- снимает тревожность.

 

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

 

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

 

«Моя семья»

 

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

 

 

        Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

 

Игры с пуговицами

 

        Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

 

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

 

Игры с сыпучими материалами

 

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

 

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

 

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо  по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ». 

 

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

 

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

 

5. В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы. 

 

Игры с крышками от бутылок

 

        Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

 

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

 

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

 

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

 

«Волшебные крышечки»

 

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.

Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок

Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.

 

Игры с прищепками

 

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

 

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 

 Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

 

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

 

«Укрась картинку скрепками»

 

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.

 

Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.

 

Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику – колючки, солнышку – лучики и т.п

 

Игры с бусинами, макаронами

 

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

 

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

 

«Собери гирлянду»

 

Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.

Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.

 

«Цветочная полянка»

 

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.

 

Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.

 

Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».

 

«Игры со счётными палочками»

 

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение.

 

Материал: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Ход игры:

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

 

 

Игры – шнуровки

 

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

 

Аппликация

 

         Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

 

Работа с пластилином

 

          Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

 

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

 

        Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

 

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

 

Рисование

 

        Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

 

        Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

 

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

 

       Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.

 

Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

 

 

Памятка для родителей

 

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

 

  • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

 

  • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

 

  • Используйте с  детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

 

  • Организуйте игры с пластилином, тестом.

 

  • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

 

  • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

 

  • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

 

  • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

 

  • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

 

  • Запускайте пальцами мелкие волчки.

 

  • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

 

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

 

          Как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.            В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.            Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

  • во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
  • во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

  • Пальчиковая гимнастика("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

 В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья"

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.)

Игра "Не плачь, куколка моя"

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем. (На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени.)

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения.)

  • Графические упражнения

Задание "Штриховка" Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок" Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам" Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй фигуры" Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание "Нарисуй такую же картинку" Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку" Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант" Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);
  •  разминать пальцами пластилин, глину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе на 2011-2012 учебный год.

Годовое комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе на 2011-2012 учебный год....

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИю воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны

laquo;Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».  Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача ...

Годовой отчёт о проделанной работе II младшая группа раннего возраста.

Главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эф-фективно разра...

План годовой работы с родителями во второй младшей группе

План годовой работы с родителями во второй младшей группе ...

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....