Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
методическая разработка (младшая группа)

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Введение

Родителей и педагогов, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Моторные центры речи в каре головного мозга человека

находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизируют речь.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главные цели:

- Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

-Систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на речевое развитие детей через пальчиковые игры и упражнения.

Для реализации поставленных целей выделила ряд основных задач:

- Развивать диалогическую речь ребенка.

- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности.

- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывали игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством являлся «Пальчиковый театр». Малышам было интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивалось координация движений, совершенствовалось деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему, проводила работу с родителями:

• Индивидуальные беседы:

• Советовала родителям учить ребенка манипулировать предметами, что бы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

• Рекомендовала родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

• Консультации:

- «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

- «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

- «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

- «Речевые игры по дороге в детский сад».

Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.

Вместе с родителями обновили развивающую среду новыми играми и пособиями.

На основании моей работы и моих наблюдений можно сделать вывод:

- Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

- У детей улучшилась речь (возросла речевая активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 4 слов).

Дети научились быть хозяевами своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

- Пальчиковые игры дали возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, дети получили разнообразные сенсорные впечатления, у них развилось внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формировали добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется речь, память, мышление, воображение и внимание.