План по самообразованию ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2023-2024 учебный год
материал

ДРОЗД ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

План по самообразованию

 

ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2023-2024 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; 3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики; 4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

. • Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. Формы работы: - совместная деятельность педагога с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

 • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

 • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

 • дидактические игры;

 • шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

Этап работы над темой:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»

 2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании. Актуальность: Работая в группе младшего возраста , проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в чѐм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место».

 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). Январь

 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» 6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок . 6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями:

 Октябрь Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Ноябрь  Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь  Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Январь Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Февраль  Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Март  Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель-май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2023-2024 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; 3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики; 4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

. • Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. Формы работы: - совместная деятельность педагога с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

 • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

 • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

 • дидактические игры;

 • шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

Этап работы над темой:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»

 2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. 

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании. Актуальность: Работая в группе младшего возраста , проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в чѐм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место».

 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). Январь

 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» 6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок . 6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями:

 Октябрь Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Ноябрь  Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь  Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Январь Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Февраль  Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Март  Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель-май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки  становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...

ПРОЕКТ на тему: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".

   На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих восп...