Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

«ТРИЗ – в повседневной жизни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ТРИЗ – в повседневной жизни»

      ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в повседневную жизнь? Что необходимо для работы?

1. Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвонгом, основателем и президентом общества «За мир через культуру»

1) Будь хозяином своей судьбы.

2) Достигни успехи в том, что ты любишь.

3) Внеси свой конструктивный вклад.

4) Строй отношение с людьми на доверии.

5) Развивай свои творческие способности.

6) Культивируй в себе смелость.

7) Заботься о своем здоровье.

8) Не теряй веру в себя.

 9) Старайся мыслить позитивно.

10) Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.

 2. Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребёнок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребёнок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева? Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др. Мы так научим детей системному анализу, подведём к проблеме многофункционального использования дерева или вещества. Значит, каждое занятие с детьми проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? И др.

3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объятие, когда что-то в нём хорошо, а что-то плохо. Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем не удобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приёмом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт – сумка).

4. Всё вокруг нас – это решённые в разные времена разными людьми задача, но мы их детям даём как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь изобретения.

5. Игры каждый день. «Чем связаны?», «Чем похожи?», «Что общего?» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякая, пользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Радари. Вы научитесь и сами придумывать игры и упражнения. Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?

6. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения стола, карандаша, колеса и т.п. Пусть дети увидят, что изобретать значит решать противоречия. Примерные темы: «Как самовар запрягли», «100 профессий компьютера», «Трудовые вещи древнего человека», «машины прошлого, настоящего, будущего».

7. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чём расскажут, что нам покажут. Применим также приём элепатии - пусть дети представят себе на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чём ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чём шепчут твои листочки? А ещё чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему? А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра. А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как насчёт верёвки? Ведь из неё можно выложить цветок, дом, огонь.

8. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится. Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостили детей, не дадут развития психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ТРИЗ - в повседневной жизни"

             ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.   С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории ...

Консультация для родителей "Музыка в повседневной жизни"

Музыка в повседневной жизни ДОУ      Подготовила воспитательЛ.А. Панова   «Музыка, как всякое искусство, помогает детям позна...

Консультация для родителей «МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Большое значение в развитии дошкольников имеет обучение математике. Это вызвано целым рядом причин: начало школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютери...

Консультация для родителей "Музыка в повседневной жизни"

В консультации освещается значение музыки в повседневной жизни ребёнка - дошкольника....

Консультация для родителей: «ТРИЗ в повседневной жизни»

Консультация для родителей: «ТРИЗ в повседневной жизни»...

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни»

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни» ...