Консультация для родителей: «ТРИЗ в повседневной жизни»
консультация (старшая группа)

Бубенкова Анна Валерьевна

Консультация для родителей«ТРИЗ в повседневной жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx61.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«ТРИЗ в повседневной жизни»

Подготовила: Бубенкова А.В.

Часто родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает в младшем возрасте. Но чем ближе к школе, тем больше их волнует вопрос: способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?

Способности у каждого свои. Увидеть и направить их развитие – задача родителей. Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить. Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень важно приобщиться к ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого – либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать открытия. Это будут открытия для себя.

В этом нам поможет ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основателем этой теории является Генрих Саулович Альтшуллер, российский ученый – практик, писатель – фантаст, педагог. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей. В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовская технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное качество для человека.

Одно из главных направлений ТРИЗ –знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивая. Мы должны донести до наших детей то, что во всяком плохом есть немного хорошего и, наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. Вот для этого и была придумана интересная игра «Хорошо – плохо». Играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать с позиции «хорошо», а потом – «плохо», но обязательно вернуться к положительному, помня, что мы формируем совсем маленького человека.

Игра «Хорошо – плохо» может возникнуть неожиданно, когда вы с ребенком дома, в зоопарке, по пути в магазин, в детский сад. Игра будет проходить живо, если вы с ребенком будете проигрывать ее в ролях: мама говорит, что хорошо, а ребенок – что плохо (или наоборот). Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо –почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке: Лиса – это хорошо. Почему? Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Лиса – это плохо. Почему? Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. Кто первым закончил, тот и проиграл. Хорошо, если ваш малыш сам начнет эту игру, т. к. ежедневно встречаясь с массой предметов, явлений, проблем, он будет маленьким философом, анализируя окружающий мир и его противоречия, будет развивать речь, закреплять ранее полученные знания.

Раннее детство – период накопления сенсорного опыта. Уже к концу 3 – го года жизни ребенок овладевает навыками сравнивать предметы, группировать их по определенным признакам. В дошкольном возрасте формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение. Понимание имени признака – звук, цвет, форма и т. д. является важнейшим инструментом формирования обобщения.

Игры: "Да-нет" позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развивать творческое мышление детей в процессе игры ребенок учится выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира.

В чем суть игры: один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно все что угодно: число, букву, предмет, явление, произведение искусства, слово и т.д. На первый взгляд задача кажется легкой, но не тут то было – вопрос необходимо поставить так, чтобы на него можно было ответить только да или нет.

В основе этой игры не перебор вариантов (или простое угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.

Например:

Мама: Даша, я загадала слово

Даша: это предмет рукотворного мира? (детям вначале нужно объяснить, что все предметы и объекты делятся на предметы и

объекты природного происхождения или рукотворного мира)

Мама: Нет

Даша: это объект природного мира?

Мама: Да

Даша: это растение?

Мама: нет

Даша: это животное?

Мама: Да

Даша: это животное дикое....и т.д.

Таким образом, Даша сужает поле поиска и находит отгадку.

С маленькими детьми нужно загадывать что-то легкое, то, что входит в их круг общения, в их опыт, то с чем дети могут реально столкнуться. С детьми старше (от 6 и т.д. лет) можно загадывать абстрактные понятия и то, что ребенок не может увидеть и ощутить прямо сейчас.

В игре «Маша растеряша» тренируем внимание ребенка, умение видеть возможность решения проблемы. Знакомим детей с функциями различных предметов: зачем нужны ложка, дверь, холодильник и т. д. Рассказать ( с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют, попросить ребенка оказать дружескую помощь таким Машам – растеряшам. Ход игры: мама берет на себя роль Маши – растеряши и обращается к ребенку:

-Ой!

_Что с тобой?

-Я потеряла… (называет какой – либо предмет, например, нож) Чем

теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?

Ребенок называет ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, линейкой и т. д. Маша – растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Рекомендации:

Уважаемые родители!

Выявив одну способность, не следует забывать о других. Строить занятия с ребенком нужно исходя из необходимости как можно больше охватывать мыслительных операций. Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира. Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребенку. Учите ребенка не зацикливаться на тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех. Все это помогает ребенку подсознательно

выстраивать механизмы эффективного развития аналитических и творческих способностей. В любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом учитывать возможности его возраста и индивидуальные особенности. Тогда успех в развитии обеспечен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....

Консультация для родителей "ТРИЗ - в повседневной жизни"

             ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.   С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории ...

Консультация для педагогов "Музыка в повседневной жизни"

Рекомендации воспитателям по использованию музыки в повседневной жизни дошкольников в условиях ДОУ...

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни»

Консультация для родителей«ТРИЗ – в повседневной жизни»...

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни»

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни» ...