Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии».
материал

Сметанина Елена Васильевна

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_dlya_pedagogov_izoterapiya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии».

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы по воображения и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников с опытом использования изотерапии как одним из методов арт-терапевтических технологий и его применению на практике;

- создать положительный эмоциональный климат участников, используя изотерапию как одну из форм организации занятия;

- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;

Материалы и оборудование:

- бумага (А4), ручки, карандаши.

Ход.

Уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю Вас с одним из видов арт-терапии с изотерапией.

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. 

Занятия по изотерапии с дошкольниками воспринимается как игра и интересное времяпровождения. Этот метод позволяет решить комплекс задач и проблем по формированию эмоционального благополучия дошкольников.  А также позволяет развить детское воображение, мышление и мелкую моторику, улучшить качество внимания, развить ребенка творчески, снижать уровень тревожности и агрессии у детей.

Вопрос участникам. Когда вы в последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама выводила на листочке каракули?

Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений и способы рисования, которые, при необходимости, вы сможете использовать на своих занятиях.

Упражнение «Что скрывается за дверью...». 

(для повышения самооценки)

Пере вами лежим лист бумаги, Вам необходимо согнуть его пополам. На внешней половине листа нарисовать любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). «Открываем» дверь и на внутренней части листа рисует «Самое-самое...». У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, и т.д.

Далее необходимо придумает свою историю о том, какое «самое-самое» скрывается за нарисованной дверью. Дальше необходимо задать разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о «самом-самом...» и затем самому задать каверзные вопросы.

Упражнение «Каракули»

(развития воображения и фантазии).

Работа происходит в группе. Свободно водя по листу бумаги карандашом, мы рисует каракули без какой-либо цели и замысла. После слова «Стоп!» вы меняетесь рисунками по кругу и создаете из них образ и развиваете его. И так, пока рисунок не вернется к владельцу.

Затем начинаем групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге.

В процессе рисования практически все ребята, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением. Постарайтесь соответствующим образом настроить детей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.

А сейчас мы с вами попробуем нетрадиционные арт-терапевтические техники  рисования – это зентангл, дудлинг, зенарт.

Данные виды техники рисования являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.

1.Техника Дудлинг.

Это бессознательный рисунок, незапланированный и стихийно развивающийся. Дудлинг возникает тогда, когда мы концентрируемся на чем-то другом, обычно связанным со слушаньем.

Рисунок состоит из простых элементов - кружочков, закорючек, ромбиков, косичек, точечек, палочек и прочих. Однако из этих простых элементов могут складываться композиции, поражающие воображение.  Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила. 

С помощью вот таких рисунков избавляются от стресса, различных негативных эмоций (злости, скуки, напряжения). Кроме этого, рисование дудлов помогает развивать мелкую моторику рук.

2. Техника Зентангл.

Зентангл - этот рисунок является более осознанным. В зентангле есть определенные правилам его создания: черно-белая цветовая гамма, рисунок заключен в квадратную рамку 9х9 и поделен внутри на сектора, которые заполняются узорами. Сектора могут быть любой формы и размера, а узоры - абсолютно произвольны.

Преимущества метода этого метода: избавляет от стресса и негативных эмоций; улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

3. Техника Зенарт

 Зенарт – это графические рисунки, которые состоят из тончайших, причудливо переплетенных фигур, линий и орнаментов. Данная техника рисования не только способствует развитию фантазии, но и помогает выплеснуть свои эмоции.

Зенартом считается любое отступление от правил рисования – рисование цветными фломастерами, карандашами. Также Зенартом считается, если нарисовать что-то конкретное: розу, ежика, сову. Создаваемые в технике зенарт рисунки могут быть объемными.

      Перед рисованием необходимо принять удобную позу, Начинайте рисовать без какой-либо картинки в голове, полагайтесь лишь на ваше воображение.

Педагоги рисуют свои картины под расслабляющую музыку.

Подведение итогов:

Я надеюсь, что вы получили удовольствие, убедились, что каждый может быть успешным.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Желаю всем прекрасного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Мастер – класс Тема: Использование арттерапевтических техник для коррекции эмоциональной сферы дошкольника.

Продемонстрировать  способы  применения изотерапевтических  техник, акцентируя  внимание  на  возможности  их  широкого  использования  в  образо...

Мастер-класс для педагогов детского сада «Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»

Использование методов арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности способствует исцелению психоэмоционального состояния ребёнка с помощью искусства, некоторые виды искусств: литература, жив...

Презентация "Развитие творческого мышления, эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии".

Презентация "Развитие творческого мышления, эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии"....